В пресс-службе Налогового комитета Республики Узбекистан опубликовали промежуточные итоги введения электронных актов закупки для предпринимателей.
Начиная с 1 декабря 2024 года точки общественного питания, а с 1 марта 2025 года экспортёры, которые закупают сельхозпродукцию у физических лиц, должны регистрировать специальные электронные акты закупки. Благодаря этому сферы получили возможность получать системный анализ деятельности, а также анализы рыночного спроса и объёма реализации сельхозпродукции. Отмечается, что при регистрации электронного акта закупки предприятиям не требуется указывать персональный идентификационный номер физического лица продавца.
Таким образом было подсчитано, что по состоянию на 1 сентября 2025 года, 331 предприятие общественного питания осуществило закуп 184 вида сельхозпродукции у физических лиц, на общую сумму 133,3 миллиарда сумов. Также 303 экспортёра закупили 96 видов сельхозпродукции, на общую сумму 3,8 триллиона сумов.
Чаще всего предприятия общественного питания приобретали следующую продукцию у физических лиц:
1. Говядина - 460 тонн на 50,8 миллиардов сумов;
2. Баранина - 136 тонн на 17,2 миллиардов сумов;
3. Рис - 280 тонн на 6,8 миллиардов сумов;
4. Помидоры - 414 тонн на 6,6 миллиардов сумов.
У организаций-экспортёров аналогичный список выглядит следующим образом:
1. Персик - 47,2 тысяч тонн на 581,5 миллиард сумов;
2. Черешня - 22,3 тысячи тонн на 553,9 миллиарда сумов;
3. Сухофрукты - 19,2 тысяч тонн на 338,4 миллиардов сумов;
4. Абрикос - 31,2 тысяча тонн на 304,9 миллиарда сумов.
В ведомстве отмечают, что после введения в работу электронных актов закупки у физических лиц удалось значительно упростить документооборот предпринимателей, а также повысить уровень прозрачности в их деятельности. Таким образом это поспособствовало легализации доходов, формированию открытого рынка и развитию цифровой экономики в аграрной сфере. В дальнейшем планируется усовершенствовать данный механизм, а также распространить его возможности на другие сферы предпринимательской деятельности.