По данным Казахстанской ассоциации налоговых консультантов, представители деловых кругов Казахстана, прежде всего малый и средний бизнес, начали активно рассматривать возможность релокации в соседние юрисдикции - Кыргызстан и Узбекистан. Как отметил глава правления Ассоциации Сакен Карин в ходе онлайн-выступления "Налоговая реальность 2026: возможности и риски", толчком к таким настроениям стало грядущее вступление в силу нового Налогового кодекса Казахстана, запланированное на начало 2026 года.
По словам эксперта, усиливающееся фискальное давление на сегмент малого предпринимательства грозит подавлением деловой инициативы. Уже сегодня наблюдаются первые последствия: часть предпринимателей сворачивает деятельность, другие ищут возможности переноса бизнеса в иные страны. При этом, по его данным, наибольший интерес вызывает именно рынок Кыргызстана и Узбекистана.
Основные опасения связаны с неопределённостью и ухудшением экономического климата. Предприниматели отмечают, что в условиях отсутствия прогнозируемости действий регулятора вести бизнес становится небезопасно и нерентабельно. Наибольшую критику вызывает норма, исключающая возможность применения налоговых вычетов. По мнению специалистов, это приведёт к разрыву устойчивых деловых связей в сегментах B2B и B2C и затруднит деятельность 97% налогоплательщиков. Карин подчеркнул, что вместо таких мер можно было бы усовершенствовать налоговое администрирование, избежав негативных последствий, которые, по прогнозам, проявятся уже в 2026 году.
Среди ключевых изменений, предусмотренных новым кодексом: повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 12% до 16%, а также снижение порога обязательной постановки на учёт по НДС вдвое - с 20 000 до 10 000 месячных расчётных показателей (МРП). При прогнозируемом уровне одного МРП в 2026 году в размере 4 325 тенге, порог оборота составит 43,25 млн тенге вместо прежних 86,5 млн. Это осложнит распространённую практику "дробления" бизнеса, когда для сохранения льготного режима предприниматели регистрировали несколько индивидуальных предприятий.
Также предусмотрены изменения в части специальных налоговых режимов. С 2026 года компании, применяющие СНР, смогут работать как с физическими, так и с юридическими лицами. Однако их контрагенты, находящиеся на общеустановленном режиме, не смогут принимать к зачету НДС при приобретении товаров и услуг у таких компаний. Это делает сотрудничество с малым бизнесом менее выгодным для крупных партнёров.
Дополнительная нагрузка ожидается и для физических лиц. Вводится прогрессивная шкала индивидуального подоходного налога. Граждане с годовым доходом свыше 8 500 МРП (около 36,76 млн тенге) будут платить 15% с суммы превышения вместо стандартных 10%.
Карин также выразил сомнение в достоверности статистики, публикуемой Комитетом государственных доходов, и сообщил о начале независимого сбора данных Ассоциацией налоговых консультантов. По его прогнозу, значительная часть компаний будет вынуждена встать на учёт по НДС и перейти на общеустановленный режим, что повлечёт обязательное ведение полноценного бухгалтерского учёта и рост административных издержек.
На этом фоне предприниматели всё активнее присматриваются к условиям в соседних странах. Согласно рейтингу Всемирного банка "Doing Business 2020", Узбекистан признан одним из мировых лидеров по темпам реформ в сфере улучшения делового климата. В республике существенно упростились процедуры регистрации бизнеса и налогового администрирования, что повышает её привлекательность для иностранных предпринимателей, в том числе из Казахстана.
Таким образом, эксперты приходят к выводу, что новый Налоговый кодекс Казахстана может стать фактором масштабного перетока малого и среднего бизнеса в соседние государства. Для Казахстана это несёт риск сокращения числа активных субъектов предпринимательства, в то время как Узбекистан и Кыргызстан могут получить дополнительный импульс для развития своей экономики за счёт прихода новых инвесторов и налогоплательщиков.