Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан "О мерах по организации деятельности Национального комитета Республики Узбекистан по экологии и изменению климата" определены новые подходы к управлению экологической сферой, усилению ответственности за причинение вреда окружающей среде и созданию устойчивой финансовой базы для реализации общенациональных природоохранных проектов.
Документом утверждены организационная структура Национального комитета по экологии и изменению климата, положения о Комитете, Государственной инспекции экологического контроля (Экополиции), порядке присвоения специальных званий государственным инспекторам, а также программы обеспечения Экополиции специальной техникой и транспортом на 2025-2027 годы и комплекс мер по дальнейшему углублению реформ в экологической сфере. На базе Центра специализированного аналитического контроля создаётся Национальный центр экологического мониторинга.
Определено, что Комитет по экологии подотчётен непосредственно Президенту Республики Узбекистан и действует независимо от других государственных органов и их должностных лиц. К нему переходят полномочия прежнего Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, а также соответствующие права и обязательства. Текущей деятельностью Комитета руководит советник Президента по вопросам экологии - председатель Национального комитета. За руководителями и сотрудниками сохраняются ранее присвоенные специальные и иные звания, предусмотрен учёт стажа для их дальнейшего присвоения. Расходы на форменную одежду, знаки различия и оснащение Экополиции специальной техникой покрываются за счёт внебюджетных средств Комитета.
Отдельно определён порядок назначения руководителей подведомственных агентств в сфере лесоразведения, гидрометеослужбы, управления отходами, а также региональных подразделений Комитета. Территориальные органы по экологии в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкент действуют автономно от местных органов исполнительной власти и подотчётны Комитету по экологии.
В блоке цифровизации и перехода к экологически ответственному производству предусмотрено создание к 1 сентября 2026 года Единой экологической онлайн-платформы за счёт средств Экологического фонда. Предприятия I и II категории по уровню воздействия на окружающую среду обязаны до 1 марта 2026 года установить станции фонового мониторинга и интегрировать их с Национальным центром экологического мониторинга. Для нарушителей вводится пятикратное увеличение компенсационных платежей за отсутствие таких станций после указанного срока.
С 1 марта 2026 года отменяются все действующие подзаконные акты и указания, предусматривающие льготы по освобождению от компенсационных выплат за ущерб природе, если такие льготы не установлены законом. Строго запрещается выдача каких-либо документов, фактически разрешающих несоблюдение экологических требований, в том числе заключений государственной экологической экспертизы или актов о вырубке и пересадке деревьев и кустарников в обход законодательства. Работникам Экополиции предоставляется право применять физическую силу, специальные средства и служебное оружие нелетального действия с обязательным использованием нагрудных видеокамер, при этом на порядок применения соответствующих мер распространяются нормы закона "Об органах внутренних дел" до внесения специальных изменений.
С 1 апреля 2026 года вводится механизм общественной инициативы по запрету изъятия земельных участков в населённых пунктах, покрытых древесной растительностью, не относящейся к лесному фонду. Граждане смогут обращаться через центры госуслуг или Единый портал интерактивных госуслуг, и в случае поддержки не менее 10 процентов жителей соответствующей махалли Комитет по экологии будет накладывать запрет на изъятие таких участков. Агентство по кадастру при этом проверит правовой статус земли и зарегистрирует соответствующий запрет.
В части управления особо охраняемыми природными территориями установлено, что природные территории в системе Комитета по экологии приобретают статус территорий общегосударственного значения и напрямую подчиняются Комитету. Создание и расширение таких территорий осуществляется подзаконными актами, тогда как их ликвидация или сокращение площади возможно только по решениям палат Олий Мажлиса. Местные органы власти, в свою очередь, могут создавать природные парки, заказники и курортные зоны местного значения, которые подведомственны хокимиятам, а решения об их ликвидации или сокращении площади принимаются местными представительными органами. К 1 ноября 2026 года Каракалпакстан и области должны создать по два природных парка местного значения.
Для обеспечения финансовой устойчивости реформ создаётся Государственный целевой фонд по устранению общенациональных экологических проблем при Комитете по экологии. В 2025 году в фонд направляется 900 млрд сумов из республиканского бюджета, в 2026 году - 548 млрд сумов на конкретные мероприятия. Начиная с 2026 года источниками доходов фонда становятся часть средств от торговли углеродными единицами, компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды, штрафы и санкции за нарушение природоохранного законодательства, а также доля утилизационных сборов. С 2027 года доля утилизационных сборов, перечисляемых в фонд, значительно увеличивается. Доходы по утилизационным сборам полностью отражаются в составе доходов Государственного бюджета и затем направляются в Специальный фонд.
Для управления фондом создаётся Совет, который ежегодно в ноябре рассматривает программы проектов на последующие годы и вносит их в Администрацию Президента. Совет обеспечивает открытость и подотчётность использования средств, а порядок формирования доходов и расходов фонда утверждается руководителем Администрации Президента. Министерству экономики и финансов поручено до конца 2025 года выделить предусмотренный объём средств, а совместно с Налоговым комитетом - подготовить законопроект об освобождении от налога на прибыль добровольных пожертвований юридических лиц в Зелёный благотворительный фонд при Комитете и расходов на создание и содержание зелёных садов. Для физических лиц будет предусмотрена возможность направлять часть возвращаемых сумм по кэшбэку через мобильное приложение "Soliq" на посадку деревьев.
Комитету по экологии совместно с заинтересованными министерствами поручено в двухмесячный срок подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, вытекающих из данного постановления. Контроль за исполнением документа возложен на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан.