Согласно Указу Президента Республики Узбекистан "О мерах по созданию системы управления по оперативному реагированию на требования населения в сферах экологии и туризма" определены новые подходы к государственному управлению в данных сферах, а также механизмы усиления контроля и ответственности за соблюдение экологического законодательства.
Документом предусматривается реорганизация структуры управления. На базе Комитета по туризму при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата создаётся самостоятельный Комитет по туризму Республики Узбекистан. Одновременно на базе Министерства экологии образуется Национальный комитет по экологии и изменению климата, выводимый из системы Кабинета Министров с сохранением действующих штатных единиц. Определено, что Комитет по экологии становится уполномоченным органом по проведению единой государственной политики и контролю в сфере поддержания благоприятной экологической обстановки, охраны окружающей среды, реализации общенационального проекта "Яшил макон", увеличения лесных массивов, смягчения последствий глобального изменения климата и борьбы с опустыниванием.
В структуре Администрации Президента создаётся отдельное подразделение советника Президента по вопросам экологии, что призвано обеспечить непосредственный стратегический контроль и координацию проводимых реформ. При Комитете по экологии продолжают свою деятельность Агентство по лесоразведению и увеличению зеленых зон, борьбе с опустыниванием, Агентство гидрометеорологической службы и Агентство по управлению отходами и развитию циркулярной экономики, что закрепляет их роль как ключевых институтов в реализации экологической повестки.
Особо подчёркнута ответственность Комитета по экологии за реализацию ряда общенациональных проектов. К ним отнесены проект "Территория, свободная от отходов", нацеленный на совершенствование системы обращения с отходами и их переработки, проект "Чистый воздух" по улучшению качества атмосферного воздуха, проект "Яшил макон", предусматривающий создание до 2028 года ботанических и дендрологических парков общей площадью не менее 100 гектаров в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте. Кроме того, Комитету поручена реализация проекта "Экокультура" по формированию устойчивых экологических привычек и пропаганде экологического образа жизни среди населения, а также проекта "Бионаследие", направленного на сохранение биоразнообразия для будущих поколений.
Для формирования новых инициатив и подготовки комплексных решений в сфере экологии при Комитете по экологии создаётся "Фабрика экопроектов" - проектный офис, в котором планируется привлечение до 15 отечественных и зарубежных экспертов на основе гражданско-правовых договоров. Предполагается, что данная структура будет заниматься разработкой и сопровождением проектов, направленных на устранение экологических проблем, внедрение современных технологий и механизмов управления природными ресурсами.
Важным блоком Указа являются меры по усилению экологического контроля. С 1 апреля 2026 года вводится порядок применения финансовых санкций к юридическим лицам за нарушение законодательства в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования. Финансовые санкции будут применяться только к юридическим лицам в форме взыскания денежных средств, при этом двойное наказание в виде одновременного наложения финансовых санкций и административной ответственности на работников за одно и то же нарушение не допускается. Отдельно подчёркнуто, что получение предупреждения либо уплата штрафа не освобождают нарушителя от исполнения решений, представлений или указаний Комитета по экологии, а также иных обязанностей, установленных законом.
Указом образуется Государственная инспекция экологического контроля Национального комитета по экологии и изменению климата (Экополиция) без статуса юридического лица. Она формируется на базе существующей Государственной инспекции экологического контроля Министерства экологии, региональных специальных природоохранных прокуратур Республики Каракалпакстан, Ташкентской и Джизакской областей, а также оптимизируемых штатных единиц органов прокуратуры в сфере контроля за экологическим и лесным законодательством. Часть штатной численности, ранее закреплённой за прокуратурами, передаётся Экополиции. Определено, что Экополиция является специальным подразделением Комитета по экологии, наделённым правоохранительными задачами в области обеспечения экологической безопасности и профилактики правонарушений.
Руководство Экополицией осуществляет председатель Комитета по экологии, который одновременно является её начальником. Заместитель начальника Экополиции совмещает эту должность с должностью заместителя председателя Комитета и руководит оперативным штабом. Экополиции предоставлено право создавать территориальные подразделения с учётом природных экологических территорий, без жёсткой привязки к административно-территориальному делению, что должно повысить адресность и эффективность контроля.
Комитет по экологии на постоянной основе будет представлять Президенту информацию о правонарушениях в сфере экологии и охраны окружающей среды, совершённых крупными предприятиями и отраслями, о принятых в отношении них мерах, а также о состоянии исполнения задач профильными управленческими и контролирующими органами и отмене решений, противоречащих экологическому законодательству. В месячный срок Комитет совместно с Министерством юстиции и заинтересованными ведомствами должен подготовить и внести проект закона о внедрении финансовых санкций к юридическим лицам за экологические нарушения, а в двухмесячный срок - предложения по приведению действующих нормативных актов в соответствие с требованиями Указа.
Контроль за исполнением Указа возложен на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан, что подчёркивает приоритетный характер экологической повестки и развитие туризма в системе государственных реформ и усилий по оперативному реагированию на запросы населения.