В пресс-службе Президента Республики Узбекистан сообщили, что Президенту Шавкату Мирзиёеву была представлена информация о текущем состоянии железнодорожной отрасли, результатах масштабных преобразований и планах её развития на ближайшие годы.
Согласно представленным данным, трансформационные процессы, начатые в железнодорожном секторе, уже дают ощутимые результаты. Впервые за долгие годы отрасль завершила прошлый год с чистой прибылью, а за девять месяцев текущего года чистая прибыль превысила 800 миллиардов сумов. Отмечается рост объёмов транзитных и пассажирских перевозок, экспорта и инвестиций. При этом подчёркнута необходимость не ограничиваться достигнутыми показателями, а последовательно повышать качество и объём услуг железнодорожного транспорта в соответствии с ростом населения и экономики, а также продолжать снижение издержек.
На презентации особо отмечено, что внедрение систем контроля на основе искусственного интеллекта на всех этапах - от учёта перевозок до управления транспортными потоками, анализа затрат и выявления возможных потерь - позволит снизить себестоимость перевозок примерно на 20 процентов. В качестве целевого ориентира на 2026-2030 годы определено как минимум двукратное увеличение объёмов пассажирских и грузовых перевозок.
Для достижения поставленных целей запланирован масштабный комплекс инфраструктурных мероприятий. В период до 2030 года предусматривается строительство 151 километра новых железнодорожных путей, электрификация 182 километров действующих линий, модернизация 27 существующих станций и 1 тысячи километров железных дорог. В частности, будут построены новые электрифицированные линии по маршрутам "Нурафшан - Пскент - Бука - Бекабад - Баявут - Янгиер" и "Хаваст - Даштабад". Планируется электрифицировать участки "Кумкурган - Кудукли", "Самарканд - Ургут" и "Байткурган - Паркент", а также увеличить пропускную способность маршрутов "Ташкент - Самарканд", "Тукимачи - Ангрен" и "Ангрен - Пап".
Отдельное внимание уделено развитию пригородного сообщения. В дополнение к действующим 40 маршрутам предлагается открыть ещё 15 направлений. В числе таких маршрутов названы "Ташкент - Нурафшан - Ахангаран - Ангрен", "Навои - Зарафшан - Учкудук", "Каган - Наманган - Андижан - Маргилан", "Термез - Кумкурган - Байсун - Дарбанд", "Нукус - Шават - Ургенч - Хива", "Джизак - Дустлик - Айдар-Арнасай", "Карши - Шахрисабз". Ожидается, что это создаст более комфортные условия для ежедневных поездок населения и снизит нагрузку на автодорожную инфраструктуру.
На совещании рассмотрен вопрос расширения сети для высокоскоростных поездов. Поручено ускорить ввод в эксплуатацию 102-километровой железнодорожной линии "Навои - Бухара", запуск которой позволит существенно сократить время и затраты на грузовые и пассажирские перевозки. В целях обновления подвижного состава намечено расширение парка локомотивов и вагонов. Планируется приобрести в Китайской Народной Республике 38 магистральных, 50 маневровых и гибридных маневровых локомотивов. Совместно с корейской компанией Hyundai Rotem планируется поставка 6 высокоскоростных электропоездов и ввод в эксплуатацию первого из них на маршруте "Ташкент - Ургенч - Хива" в следующем году, что позволит сократить время в пути с 14 до 7,5 часов.
Кроме того, предусматривается расширение пассажирских перевозок за счёт производства 250 современных пассажирских вагонов и приобретения 23 междугородних электропоездов. Поставлены задачи по изготовлению 10 тысяч грузовых вагонов, восстановлению более 6 тысяч единиц грузового подвижного состава и капитальному ремонту 12 электровозов. Отмечена необходимость расширения проектов государственно-частного партнёрства в железнодорожной отрасли для привлечения дополнительных инвестиций и повышения эффективности управления.
Отдельно рассмотрен ход практической реализации проекта строительства железной дороги "Китай - Кыргызстан - Узбекистан". Президент подчеркнул стратегическое значение данного маршрута для повышения транспортной связанности Центральной Азии и дальнейшего укрепления транзитного потенциала страны, дав поручения по обеспечению высокого качества проводимых строительных работ и соблюдению графиков реализации проекта.
В завершение встречи ответственным руководителям даны конкретные поручения по своевременной и качественной реализации программ модернизации и расширения железнодорожной сети, широкому внедрению цифровых технологий и систем искусственного интеллекта, оптимизации затрат, а также созданию в отрасли более комфортной, безопасной и надёжной среды для пассажиров и субъектов предпринимательства.