В пресс-службе Президента Республики Узбекистан сообщили, что 9 декабря Президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией о проводимой работе и дальнейших задачах в сфере развития и модернизации автомобильных дорог. В ходе мероприятия были представлены итоги работы за последние три года, объемы финансирования дорожной отрасли, практические результаты и ключевые направления реформ на ближайшую перспективу.
Отмечено, что за рассматриваемый период в дорожную отрасль направлено около 40 трлн сумов. На эти средства выполнено строительство и ремонт 63 тыс. километров автомобильных дорог различного значения. Объем привлекаемых из-за рубежа средств вырос втрое и в 2025 году достиг 1,2 млрд долларов США, что позволило расширить масштабы реализуемых проектов и внедрять современные инженерные решения. Вместо единых типовых проектов введена практика проектирования с учетом геологических и экологических особенностей каждого региона. На основе этих подходов были разработаны современные виды дорожных покрытий, что, по представленным данным, увеличило срок службы дорог в среднем в 1,5 раза.
Вместе с тем в презентации были обозначены и сохраняющиеся проблемы в отрасли. Указано, что при строительстве и ремонте дорог общего пользования, внутренних путей и мостов пока недостаточно используются передовой международный опыт и зарекомендовавшие себя в мире технологии. В этой связи были представлены предложения и планы по расширению применения современных материалов, технологий ремонта и обслуживания дорожной инфраструктуры, повышению качества проектных решений и усилению контроля за соблюдением технических стандартов.
Согласно озвученным планам, в ближайшие годы предусматривается построить и отремонтировать 21 тыс. километров дорог, покрыть щебнем 14 тыс. километров дорог с грунтовым покрытием, а также отремонтировать 325 мостов. Особое внимание было обращено на проблему преждевременного износа дорожного полотна. Отмечено, что около 1 800 километров дорог пришли в изношенное состояние из-за движения по ним грузовых транспортных средств с превышением установленных весовых норм.
В целях обеспечения строгого весового контроля грузового транспорта планируется расширить сеть пунктов, оснащенных специальными средствами измерения. В настоящее время установлено 9 весов, еще 8 объектов находятся в процессе оснащения. Поставлена задача организовать дополнительно 35 мобильных и стационарных контрольно-измерительных пунктов. Ответственным структурам поручено внедрить межведомственную электронную информационную систему, охватывающую все процессы, связанные с весовым и габаритным контролем. При этом будет разработан порядок сезонного ограничения движения большегрузного транспорта с учетом погодных условий и состояния дорожного полотна, что должно способствовать снижению нагрузки на дороги и продлению срока их эксплуатации.
Отдельный блок презентации был посвящен расширению участия частного сектора в дорожной сфере. Сообщено, что в настоящее время 61 процент новых дорог и 92 процента внутренних дорог, реализуемых в рамках инициативного бюджета, строятся частными организациями. Предприниматели постепенно привлекаются и к процессу содержания дорожной сети, который долгое время находился в государственной монополии. В перспективе планируется расширить эту практику: в следующем году привлечь частные структуры к обслуживанию 3 тыс. километров дорог, а к 2030 году довести этот показатель до 6,3 тыс. километров. Отмечено, что дороги, которые будут построены в 86 районах при участии Азиатского банка развития, должны быть полностью переданы в обслуживание местным подрядчикам, что будет способствовать развитию регионального бизнеса и созданию дополнительных рабочих мест.
Особое внимание уделено вопросам цифровизации управления дорожной отраслью. Отмечено, что из 59 существующих услуг в данной сфере на сегодняшний день цифровизированы только 20. На следующий год намечено перевести в онлайн еще 28 услуг, внедрить интеллектуальную транспортную систему и разработать 7 новых электронных платформ. Ожидается, что это создаст условия для более прозрачного планирования, мониторинга и контроля за состоянием дорожной инфраструктуры, ускорит процессы согласования, сократит административные процедуры и улучшит качество взаимодействия с участниками дорожного движения и подрядными организациями.
В завершение презентации Президент дал конкретные поручения по дальнейшему совершенствованию механизмов финансирования дорожной отрасли, обеспечению адресного и эффективного использования средств, повышению качества проектирования и строительства, развитию весового контроля и цифровизации всех ключевых процессов. Отдельно поручено разработать Стратегию развития автомобильных дорог Узбекистана до 2035 года с учетом поставленных задач, прогнозируемого роста транспортных потоков, развития регионов и требований к безопасности движения. Реализация данной стратегии должна обеспечить комплексное развитие дорожной инфраструктуры, повышение её надежности и устойчивости, а также создание более комфортных и безопасных условий для населения и экономики страны.