В пресс-службе Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан сообщили, что на пленарном заседании сенаторы рассмотрели Закон "Об утверждении Жилищного кодекса Республики Узбекистан", однако по итогам обсуждения документ был отклонён. Отмечается, что при подготовке новой редакции кодекса ставилась задача устранить проблемы, связанные с отсутствием единой системы правового регулирования жилищных отношений, которое осложняет последовательную реализацию жилищной политики, а также урегулировать вопросы, возникающие из-за дублирования и противоречий между нормами, предусмотренными проектируемым Жилищным кодексом и Гражданским кодексом.
По информации пресс-службы, сенаторы в ходе изучения и анализа выявили ряд положений, требующих пересмотра и уточнения. В частности, внимание было обращено на распределение контрольных полномочий в сфере технической эксплуатации многоквартирных домов. Так, в статье 7 Кодекса закреплялось, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства осуществляет контроль за соблюдением норм и правил технической эксплуатации многоквартирных домов. Вместе с тем в Законе "Об управлении многоквартирными домами" эти полномочия ранее возлагались на Инспекцию по контролю в сфере эксплуатации многоквартирного жилищного фонда при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан.
Дополнительно подчёркивалось, что в рамках административных реформ структура контролирующих органов была изменена. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-151 от 28 августа 2023 года на базе ряда инспекций, включая инспекции по контролю за использованием средств Фонда многоквартирного жилья, по контролю за использованием питьевой воды и по контролю в сфере строительства, создана Инспекция по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Кабинете Министров. С учётом этих преобразований сенаторы сочли целесообразным пересмотреть полномочия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, закреплённые в статье 7 кодекса, чтобы исключить разночтения и обеспечить соответствие новым организационным решениям.
Как сообщили в пресс-службе, отдельные замечания касались внутренней согласованности норм самого кодекса. В частности, в статье 30 устанавливался порядок сноса жилых помещений и строительства на их месте нового здания на основании договора, заключённого с собственниками, при этом статья 36 также предусматривала снос жилых помещений и строительство на их месте новых жилых помещений. Сенаторы указали, что при повторении одного и того же отношения в двух статьях требуется привести положения статей 30 и 36 в соответствие для устранения дублирования и возможных коллизий при применении норм на практике.
Также обсуждались вопросы, связанные с определением категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В статье 40 кодекса были указаны пять категорий таких лиц. Вместе с тем основание, на которое опиралась указанная классификация, изменилось: положение, утверждённое постановлением Кабинета Министров № 170 от 26 февраля 2019 года, было отменено. Вместо него постановлением Кабинета Министров № 124 от 11 марта 2024 года утверждено Положение о порядке пользования и распоряжения государственным жилищным фондом. В новом положении закреплено, что помимо пяти категорий к нуждающимся относятся также лица, проживавшие не менее трёх лет и зарегистрированные в населённом пункте, в котором выделяется жильё. В этой связи сенаторы подчеркнули необходимость пересмотра перечня категорий, предусмотренных проектом кодекса, для его согласования с действующим регулированием.
В пресс-службе Сената отметили, что в ходе рассмотрения были обозначены и другие противоречивые нормы проекта, а также вопросы, возникающие в связи с реорганизацией инспекций и перераспределением функций в рамках административных реформ. Принимая во внимание выявленные несоответствия и необходимость дополнительной правовой проработки, сенаторы отклонили Закон "Об утверждении Жилищного кодекса Республики Узбекистан", указав на целесообразность его доработки с учётом устранения коллизий, уточнения компетенций органов и обеспечения единообразия правоприменительной практики.