В Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан сообщили о подготовке проекта внесения изменений в Кодекс об Административной Ответственности, предусматривающего введение мер за утилизацию или разборку транспортных средств без проведения соответствующей процедуры по снятию их с государственного учёта. Цель инициативы - пресечение незаконного использования регистрационных знаков и пресечения правонарушений, связанных с их применением.
Согласно опубликованному проекту документа, предлагается установить штрафные санкции для физических и должностных лиц. Для граждан предусматривается наказание в размере от пяти базовых расчетных величин (2,06 миллиона сумов), для должностных лиц - от десяти базовых расчетных величин (4,12 миллиона сумов). Мера направлена на то, чтобы исключить практику утилизации автомобилей без сдачи регистрационного свидетельства и номерных знаков, что создает условия для их дальнейшего незаконного использования.
Необходимость ужесточения контроля подтверждается статистическими данными. Так, только в течение 2024 года сотрудниками Службы безопасности дорожного движения было выявлено 4,6 тысяч комплектов регистрационных свидетельств и номерных знаков, которые оставались на хранении в различных автомастерских и не были сняты с учета. Использование подобных "номерных-призраков" стало основанием для более чем трех тысяч обращений, связанных с правонарушениями. В пояснительной записке к законопроекту указывается пример резонансного случая, когда гражданин незаконно установил регистрационный знак на автомобиль "Malibu" и совершил нарушения, общий ущерб от которых превысил 70 миллионов сумов.
Помимо указанного направления, проект поправок предусматривает введение дополнительного регулирования, касающегося движения грузового транспорта. В статью 128-6 Кодекса об Административной Ответственности Республики Узбекистан предлагается внести норму о наложении штрафа в размере пяти базовых расчетных величин за остановку грузовых автомобилей на обочинах дорог. Исключение будет сделано лишь для ситуаций технической неисправности либо иных вынужденных обстоятельств. По данным правоохранительных органов, подобные нарушения, особенно в ночное время, нередко становятся причинами дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями, а также создают угрозу возникновения заторов на оживленных трассах.
Законодательная инициатива рассматривается в контексте общей ситуации с аварийностью на дорогах страны. Только в Ташкенте за первые восемь месяцев 2025 года было зарегистрировано свыше 4,3 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Наиболее проблемным районом столицы остается Юнусабадский, где зафиксировано 561 ДТП за указанный период. В этой связи в ведомстве подчеркивают, что предлагаемые меры будут способствовать повышению безопасности дорожного движения и снижению уровня аварийности.
Отмечается также, что автомобильные регистрационные номера в независимом Узбекистане впервые были введены в 1993 году. Их формат сохранил сходство с образцами позднесоветского периода, но дополнился национальной символикой - изображением флага Республики Узбекистан и кодом "UZ".