В Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан сообщили, что вопросы поэтапного внедрения системы "Электронный рецепт" в городе Ташкенте и 15 пилотных районах находятся в центре постоянного внимания ведомства, медицинского сообщества и населения. С учётом поступающих обращений, предложений и практических замечаний реализуется комплекс дополнительных организационных и разъяснительных мер, направленных на обеспечение максимально плавного перехода к новой системе назначения и отпуска лекарственных средств.
Отмечается, что в Министерстве здравоохранения состоялась рабочая встреча с участием ведущих врачей государственных и частных медицинских организаций, представителей профильных структур и экспертов практического здравоохранения. В ходе конструктивного обсуждения рассмотрены практические вопросы использования модуля "Электронный рецепт", порядок работы врачей и фармацевтов, а также предложения по совершенствованию отдельных процедур с учётом реального опыта медицинских работников и потребностей пациентов. Высказанные предложения взяты в разработку и легли в основу дальнейшего уточнения механизмов внедрения системы.
Для обеспечения постоянного профессионального диалога принято решение о создании при Министерстве здравоохранения Экспертного совета. Открытые заседания данного совета будут проводиться на регулярной основе, еженедельно по пятницам, с участием представителей медицинского сообщества, фармацевтического сектора и других заинтересованных специалистов. Предполагается, что Экспертный совет станет площадкой для системного обсуждения практики применения "Электронного рецепта", формирования перечней лекарственных средств и выработки предложений по дальнейшему совершенствованию нормативной базы.
В рамках встречи дополнительно разъяснены действующие на сегодняшний день механизмы работы системы. Сообщается, что подключение частных медицинских организаций и врачей к модулю "Электронный рецепт" осуществляется на бесплатной основе. Для подключения медицинские и фармацевтические организации могут обращаться в службу поддержки по телефону +998 (71) 202-50-00. Одновременно предусмотрена возможность интеграции их действующих информационных систем с платформой Министерства здравоохранения DMED при наличии необходимых технических условий.
Отдельное внимание уделено вопросам врачебной практики. Подчёркивается, что выписывание рецептов, включая электронные, относится исключительно к компетенции врача. При отсутствии необходимого лекарственного средства в конкретной медицинской организации врач вправе выписать рецепт, а оформление и внесение соответствующих сведений в электронную систему может быть осуществлено фармацевтом аптечной организации. При обращении гражданина в аптеку отпуск лекарственного средства производится на основании электронного рецепта, документа с QR-кодом либо по ПИНФЛ пациента.
Разъяснено, что для иностранных граждан предусмотрена возможность регистрации в государственных медицинских учреждениях на общих условиях с целью получения электронного рецепта и дальнейшего обеспечения лекарственными средствами. Таким образом, система "Электронный рецепт" распространяется и на эту категорию пациентов в рамках действующих правил оказания медицинской помощи.
Для оперативной поддержки населения продолжает функционировать круглосуточный call-центр Министерства здравоохранения по короткому номеру 1003. Через данный номер граждане могут получить консультации и разъяснения по любым вопросам, связанным с системой "Электронный рецепт". Пациенты, находящиеся на постельном режиме, а также лица с хроническими заболеваниями, могут обращаться за консультацией и получением электронного рецепта к своему семейному врачу по телефону. В случаях, когда контактные данные семейного врача отсутствуют, необходимая помощь организуется посредством call-центра. При наличии медицинских показаний может быть организовано патронажное обслуживание и оказание медицинских услуг на дому.
По итогам обсуждений с участием медицинского и экспертного сообщества министром здравоохранения принят приказ, закрепляющий и уточняющий уже реализуемые механизмы, а также определяющий дальнейший поэтапный порядок внедрения системы "Электронный рецепт". Документом предусматривается, в частности, поэтапное внедрение системы на территории города Ташкента и 15 пилотных районов с обязательным оформлением электронных рецептов по международному непатентованному наименованию лекарственных средств и внесением всех назначений непосредственно врачом в электронную систему.
Отдельно регламентируется бесплатное подключение медицинских и фармацевтических организаций к информационной системе DMED и интеграция их программных решений с цифровой платформой Министерства здравоохранения. Поэтапно формируются рецептурные перечни лекарственных средств, переводимых на электронный рецепт, при этом на каждом этапе утверждаются отдельные списки, подготовленные Экспертным советом с учётом медицинской значимости препаратов, социальных рисков и практических потребностей системы здравоохранения.
Определено, что на первом этапе внедрения система "Электронный рецепт" в обязательном порядке применяется при назначении антибиотиков, синтетических антибактериальных препаратов и гормональных препаратов системного действия. При этом закреплены полномочия врача по выписыванию электронных рецептов, включая случаи назначения лекарственных средств, отсутствующих в конкретной медицинской организации, с последующим внесением необходимой информации в систему провизорами и фармацевтами аптек.
Установлен порядок отпуска рецептурных лекарственных средств в аптеках на основании электронного рецепта, включая использование ПИНФЛ пациента. В переходный период и в экстренных ситуациях сохраняется возможность оформления бумажных рецептов в исключительных случаях. Предусмотрен механизм, при котором при отсутствии у пациента или его представителя электронного рецепта в распечатанном или цифровом виде провизор аптеки вправе на основании документа, удостоверяющего личность, ввести ПИНФЛ пациента в систему, ознакомиться с электронным рецептом и осуществить отпуск лекарственного средства.
Особый порядок установлен для пациентов с хроническими заболеваниями. В соответствии с приказом, по решению лечащего врача допускается назначение лекарственных средств на срок до 60 дней для лечения хронических заболеваний (включая препараты с выраженной анаболической активностью) и до 90 дней - для иных готовых лекарственных средств. В рамках механизмов реимбурсации объём обеспечения может составлять 30 дней лечения. Срок действия электронного рецепта и соответствующего QR-кода продлевается на период назначенного курса.
Министерство здравоохранения подчёркивает, что система "Электронный рецепт" направлена на повышение безопасности лечения, усиление ответственности при назначении лекарственных средств и упорядочение лекарственного оборота, в том числе с точки зрения предотвращения нерационального применения отдельных групп препаратов. Все изменения внедряются поэтапно, с постоянным мониторингом практики, анализом поступающих обращений от граждан и медицинских работников и последующей корректировкой механизмов, исходя из интересов пациента и задач развития системы здравоохранения Республики Узбекистан.