В опубликованном тексте выступления Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на первом саммите "Центральная Азия + Япония", состоявшемся 20 декабря 2025 года в Токио, изложены ключевые подходы к развитию сотрудничества стран Центральной Азии с Японией и представлены инициативы, ориентированные на расширение практического взаимодействия в экономике, технологиях, экологии, транспорте и гуманитарной сфере.
Глава государства начал выступление со слов признательности Премьер-министру Японии Санаэ Такаичи за организацию встречи и оказанное гостеприимство, подчеркнув символичность проведения первого саммита в японской столице. Отмечено, что Япония выступила инициатором формата "Центральная Азия +" более двадцати лет назад, и прошедшее время подтвердило востребованность такого механизма как площадки для координации подходов и выработки долгосрочной повестки. По оценке Президента Узбекистана, нынешняя встреча стала этапной и открыла новый период в развитии партнерства.
В выступлении отдельно акцентировано, что связи Центральной Азии с Японией имеют глубокие исторические корни: упомянуты торговые и культурные контакты, формировавшиеся на маршрутах Великого шелкового пути. В этой связи отмечен город Нара как один из значимых центров древних коммуникаций, а также обозначено, что взаимопониманию сторон способствует близость традиций, обычаев, духовных и семейных ценностей. На этой основе, как подчеркнуто в тексте выступления, возможно дальнейшее расширение многогранного сотрудничества, включая экономику, образование, культуру и обмены между людьми.
Президент Узбекистана подчеркнул, что в период после обретения независимости странами Центральной Азии Япония последовательно проявляла себя надежным партнером, внося вклад в модернизацию инфраструктуры, развитие промышленной и энергетической базы, укрепление научно-образовательных связей и подготовку кадров. В связи с этим обозначена заинтересованность государств региона в более широком участии японской стороны в региональных проектах. Отдельно указано, что Центральная Азия располагает значительными ресурсами и находится на пересечении транспортных, торговых и энергетических маршрутов, а экономический рост стран региона, по приведенной оценке, составляет 5-6 процентов и имеет потенциал сохранения в ближайшей перспективе. Подчеркнуто, что усиление регионального сближения и интеграционных процессов создает более благоприятную среду для кооперации с японскими партнерами.
В части институционального развития формата в тексте выступления предложено закрепить регулярность встреч на высшем уровне и проводить саммиты раз в два года, что, по оценке Президента, позволит поддерживать устойчивый политический диалог и обеспечивать продвижение согласованных проектов. Отмечена готовность Узбекистана принять одну из следующих встреч. Одновременно поддержана инициатива японской стороны по созданию постоянного механизма сотрудничества в сфере юстиции и права и проведению первой встречи министров юстиции в Токио в следующем году.
Отдельным блоком представлено предложение о разработке долгосрочного стратегического документа "Центральная Азия - Япония 2040", который мог бы объединить конкретные программы и проекты, ориентированные на устойчивое развитие государств региона и их более глубокую вовлеченность в глобальные экономические процессы. В целях формирования содержательной и практикоориентированной повестки предложено учредить Экспертный форум с участием аналитических структур, способный вырабатывать новые идеи и рекомендации. В тексте выступления также обозначена готовность провести первое заседание такого форума в Ташкенте в следующем году.
Экономическая часть выступления сосредоточена на расширении торгово-инвестиционного сотрудничества и использовании возможностей японских финансовых институтов. Подчеркнуто, что объединение природных и кадровых ресурсов стран Центральной Азии с индустриальным и технологическим потенциалом Японии способно дать заметный синергетический эффект. В этом контексте предложено создать Инвестиционный фонд развития инфраструктуры и промышленности Центральной Азии, который мог бы стать инструментом поддержки крупных проектов. В качестве практического направления на базе такого фонда предложена программа "качественной инфраструктуры", нацеленная на привлечение японских инвестиций, инженерных стандартов, технологической экспертизы и управленческих практик при реализации инфраструктурных инициатив.
Еще одной экономико-технологической инициативой названа Центральноазиатская сеть японских технопарков. Как следует из текста выступления, подобная сеть могла бы стать региональной платформой промышленной кооперации, локализации производств и трансфера технологий. При этом отмечено, что распределение технопарков возможно с учетом сырьевых и промышленных особенностей каждой страны региона, что позволит выстраивать цепочки добавленной стоимости и усиливать специализацию.
Существенное внимание уделено цифровой трансформации как фактору устойчивого роста и конкурентоспособности. В тексте выступления подчеркивается лидерство японских компаний в сфере промышленной автоматизации, робототехники, интеллектуальных систем управления, телекоммуникаций и облачных решений. В качестве предложения озвучена идея создания Цифрового хаба "Центральная Азия - Япония" как многосторонней платформы для сотрудничества в области цифровых решений, искусственного интеллекта, интернета вещей, кибербезопасности и инновационной экономики. Такая структура, по логике выступления, может стать механизмом формирования совместных проектов и обмена компетенциями, а также инструментом подготовки кадров для новых технологических отраслей.
Отдельным направлением выделено развитие транзитного и логистического потенциала Центральной Азии. В тексте выступления отмечено, что опыт Японии в создании надежной транспортной инфраструктуры может быть востребован при реализации проектов по строительству скоростных железных и автомобильных дорог, цифровизации транспортных коридоров, развитию аэропортов и логистических центров. В качестве примера практического взаимодействия упомянуто сотрудничество с компанией "Sojitz LLC" по проекту строительства нового международного аэропорта Ташкента, что рассматривается как иллюстрация возможности реализации масштабных инициатив при участии японского бизнеса.
Экологический и энергетический блок выступления связан с задачами "зеленого" перехода. В тексте выступления указано, что Япония является одним из мировых лидеров в реализации целей по достижению нулевых выбросов углекислого газа. Президент Узбекистана подтвердил цели страны по сокращению выбросов углекислого газа до 50 процентов к 2035 году и по увеличению доли "зеленой" энергии до 54 процентов к 2030 году. В качестве направлений для совместной работы названы строительство эффективных тепловых станций, развитие солнечной и ветровой генерации, внедрение технологий когенерации, снижение потерь, а также внедрение решений по улавливанию и использованию углекислого газа. Отдельно предложено создать в Ташкенте Региональный центр подготовки специалистов в сфере возобновляемой энергетики, что может обеспечить кадровую основу для реализации крупных проектов энергоперехода.
В продолжение экологической повестки обозначено значение региональной программы "Зеленая повестка дня" для Центральной Азии и ее созвучность японской инициативе "Зеленая трансформация". В тексте выступления предложено запустить совместную программу по улучшению качества воздуха в регионе, ориентированную на внедрение передовых решений мониторинга, фильтрации и снижения выбросов. Также предложено принять совместный план действий по борьбе с изменением климата и охране окружающей среды, включая проекты по решению экологических вопросов Приаралья и внедрению водосберегающих технологий, а в рамках Диалога сформировать новый формат встреч руководителей природоохранных ведомств.
Еще одним практическим направлением названа сейсмическая безопасность. С учетом опыта Японии предложено запустить программу оценки и повышения сейсмической устойчивости крупных городов Центральной Азии, провести комплексную диагностику при участии японских экспертов, подготовить "дорожные карты" по повышению устойчивости и развивать системы раннего оповещения на основе японских моделей. В тексте выступления также обозначено предложение об открытии в Ташкенте регионального центра повышения квалификации для подготовки инженеров, архитекторов и специалистов спасательных служб по японским стандартам и протоколам.
В гуманитарном измерении выступления подтверждена высокая оценка сотрудничества в сфере образования и подготовки кадров. В качестве инициативы предложено провести в Узбекистане совещание министров образования в формате "Центральная Азия + Япония", а также организовать форум ректоров ведущих университетов региона. Отмечена значимость молодежного направления и представлено предложение о принятии региональной сетевой программы молодежного развития, направленной на укрепление долгосрочных контактов и поддержку творческого, технологического и профессионального потенциала молодежи. Подчеркнута роль культурных, художественных и туристических мероприятий в укреплении дружественных связей; в тексте выступления отмечено, что павильон Узбекистана на Всемирной выставке "ЭКСПО" в Осаке был удостоен Золотой награды.
В завершающей части выступления Президент Узбекистана указал на сложный международный фон, характеризующийся повышенной турбулентностью и ростом напряженности, и подчеркнул важность объединения усилий ради мира и стабильности. В качестве одного из ключевых вопросов сотрудничества обозначен Афганистан: в тексте выступления отражено единство подходов к поддержке мирного и устойчивого развития этой страны и отмечена последовательная позиция Японии как одного из ведущих партнеров, оказывающих поддержку афганскому народу. Подводя итог, Президент выразил поддержку решениям по вопросам повестки дня и отметил, что реализация озвученных инициатив должна придать диалогу практический характер и обеспечить использование потенциала сотрудничества на благо стран и народов.