Пресс-служба Детского омбудсмена Республики Узбекистан сообщает, что охрана здоровья и обеспечение полноценного развития детей является одним из приоритетных направлений государственной политики. В этой сфере последовательно реализуются реформы, направленные на создание необходимых условий для воспитания здорового и гармонично развитого поколения.
Вместе с тем, в последнее время фиксируются тревожные ситуации, способные нанести ущерб здоровью детей. Одним из наиболее острых примеров стали случаи массовых отравлений в дошкольных образовательных учреждениях ряда районов Ташкентской области. Эти инциденты вызвали серьёзную обеспокоенность как у родителей, так и у широкой общественности.
Детский омбудсмен взял указанные факты под особый контроль в рамках постоянного мониторинга обеспечения права детей на охрану здоровья. Согласно проведённым исследованиям, основной причиной подобных происшествий является несоблюдение действующих законодательных требований и санитарно-гигиенических норм при организации питания детей. Кроме того, выявлены недостатки в механизмах контроля и надзора в этой сфере, что создало предпосылки для возникновения массовых случаев отравлений.
Отмечается, что произошедшая ситуация наглядно свидетельствует о необходимости ужесточения контроля за безопасностью детского питания. Следственным органам предстоит дать всестороннюю правовую оценку происшедшему и привлечь к строгой ответственности всех лиц, допустивших нарушения.
Для предотвращения подобных случаев в будущем Детский омбудсмен подчёркивает необходимость введения отдельного и постоянного механизма контроля качества продукции, поставляемой в образовательные учреждения. Такой контроль должен охватывать все этапы - от заключения договоров с поставщиками до ежедневной проверки соответствия поставляемых продуктов установленным санитарным требованиям. Особое внимание должно быть уделено деятельности аутсорсинговых компаний, которые обязаны строго соблюдать действующие нормы и стандарты.
Одним из приоритетных направлений также является минимизация коррупционных рисков при организации системы питания в образовательных учреждениях. Для этого предлагается максимально ограничить влияние человеческого фактора при заключении договоров на оказание услуг, связанных с детским питанием.
Кроме того, предлагается разработать и внедрить механизм, исключающий возможность повторного участия в тендерах организаций, допустивших поставку некачественной продукции для детей. Подобная мера будет способствовать формированию системы реальной ответственности и станет действенным профилактическим инструментом.
По итогам проведённого мониторинга и анализа Детский омбудсмен подготовит рекомендации и направит их в соответствующие государственные органы для принятия необходимых решений.
В заключение подчёркивается: здоровье детей - это основа здоровья нации и устойчивого развития общества. Обеспечение безопасности и качества детского питания, устранение любых факторов риска и создание надёжной системы контроля являются важнейшими задачами, которые требуют незамедлительного решения на государственном уровне.