В пресс-службе Министерства юстиции Республики Узбекистан сообщили, что Указом Президента Республики Узбекистан "О мерах по повышению эффективности и открытости деятельности органов судейского сообщества, а также дальнейшему усилению гарантий судебной независимости" № УП-227 от 24 ноября 2025 года утверждён комплекс системных изменений в порядке формирования судейского корпуса и организации деятельности органов судейского самоуправления. Документ направлен на укрепление независимости судебной власти, повышение доверия общества к судам и совершенствование кадровых процедур в судебной системе.
Отмечается, что одним из ключевых нововведений является отмена ранее действовавшего порядка назначения (избрания) судей на очередной 10-летний срок. Вместо этого устанавливается новая модель, согласно которой кандидаты на судейские должности будут первоначально назначаться (избираться) на пятилетний срок, а в последующем, по результатам оценки их профессиональной и этической деятельности, - на бессрочный период. Такая двухэтапная система призвана, с одной стороны, обеспечить возможность практической проверки компетентности и добросовестности судьи на начальном этапе, а с другой - предоставить ему повышенные гарантии стабильности и независимости после подтверждения высокого уровня профессионализма.
Подчёркивается, что переход к бессрочному статусу после первого пятилетнего срока рассматривается как важный шаг по укреплению независимости судей от внешних влияний и административного давления. Бессрочность полномочий, при условии надлежащего исполнения обязанностей и соблюдения этических норм, даёт судье возможность принимать решения, исходя исключительно из закона и внутреннего убеждения, не ориентируясь на сроки полномочий и риск их непродления.
Особое внимание в указе уделено вопросам формирования руководящего звена судов. Вводится порядок выбора кандидатов на должности председателей и заместителей председателей межрайонных, районных и городских судов по результатам открытого конкурса среди действующих судей. Отбор будет осуществляться на основе конкретных критериев, которые будут заранее доведены до сведения судейского корпуса. Такой подход призван обеспечить прозрачность и предсказуемость процедур назначения на руководящие должности, сформировать конкурентную среду, в которой ключевыми факторами становятся профессиональные заслуги, опыт и деловая репутация.
На уровне закона предстоит чётко определить критерии оценки таких требований, как "честность", "компетентность" и "соблюдение этических правил судей". Это означает, что при рассмотрении вопросов карьеры судьи, продления его полномочий, назначения на вышестоящие или руководящие должности, а также при решении дисциплинарных вопросов будут применяться единые и понятные подходы. Предполагается, что будут учтены качество принимаемых решений, соблюдение процессуальных сроков, отсутствие нарушений этики, прозрачность поведения судьи и соблюдение им антикоррупционных стандартов. Всё это направлено на укрепление внутренней дисциплины и повышение требований к профессиональному уровню судей.
Отдельный блок изменений касается деятельности Высшего судейского совета. В указе предусмотрено, что кандидаты на должности судей Совета, осуществляющих деятельность на постоянной основе, будут рекомендоваться квалификационными коллегиями судей соответствующих судов. При этом на такие должности, как правило, могут выдвигаться судьи, имеющие не менее семи лет стажа работы по судейской специальности. Это позволяет сформировать в органе судейского сообщества профессиональное ядро из наиболее опытных представителей судебной системы, хорошо знакомых с практическими вопросами правоприменения и проблемами организации судебной деятельности.
В целях повышения самостоятельности органов судейского сообщества указом отменяется порядок проведения совместных заседаний Совета и Высшей квалификационной коллегии судей. Тем самым разграничиваются полномочия этих структур и исключается возможность смешения компетенций при рассмотрении вопросов, связанных с оценкой деятельности судей и принятием кадровых решений. Усиление институциональной самостоятельности рассматривается как дополнительная гарантия независимого и беспристрастного подхода к рассмотрению вопросов статуса судей.
С учётом конституционного статуса Председателя Высшего судейского совета ему предоставляются дополнительные полномочия. В частности, Председатель получает право вносить представления о пересмотре решений квалификационных коллегий в случаях, когда выявляется необоснованное прекращение дисциплинарного производства в отношении судьи либо несоответствие назначенного дисциплинарного взыскания характеру и тяжести совершённого проступка. Это создаёт дополнительный механизм внутреннего контроля за объективностью решений по дисциплинарным делам, а также служит гарантией того, что нарушения, допущенные судьями, не останутся без должной реакции.
Кроме того, Председатель Совета наделяется полномочием самостоятельно утверждать структуру и штатное расписание аппарата Совета в рамках установленной численности штатных единиц. Это упрощает организационные процедуры, позволяет оперативно адаптировать структуру аппарата к задачам, стоящим перед Советом, и повышает управленческую гибкость органа судейского сообщества.
Особое внимание в указе уделено повышению открытости информации о кадровых процессах в судебной системе. До 15 декабря 2025 года на официальном веб-сайте Совета в открытом доступе будут размещаться сведения о вакантных руководящих и вышестоящих судейских должностях в судебной системе, а также порядок участия в конкурсах на их замещение. Это позволит действующим судьям и кандидатам на судейские должности своевременно получать информацию о возможностях карьерного роста и условиях участия в конкурсных процедурах.
Также в публичном доступе будет размещаться информация обо всех этапах процесса отбора и назначения кандидатов на судейские должности, в том числе на руководящие и вышестоящие должности в судебной системе. Такая практика направлена на формирование у общества более полного представления о том, каким образом формируется судейский корпус, какие требования предъявляются к кандидатам и по каким критериям принимаются кадровые решения. Открытость процедур призвана укрепить доверие граждан к судейской системе и подтвердить, что кадровая политика строится на основе профессионализма, законности и справедливости.
В Министерстве юстиции подчёркивают, что реализация положений Указа № УП-227 является логическим продолжением поэтапной реформы судебно-правовой системы, проводимой в стране в последние годы. Ожидается, что внедрение новой модели назначения судей, развитие конкурсных механизмов, чёткая фиксация профессиональных и этических критериев, а также расширение полномочий Высшего судейского совета будут способствовать дальнейшему укреплению принципа независимости судебной власти, повышению качества правосудия и усилению ответственности судей перед законом и обществом.
Предполагается, что в процессе реализации указа будут также совершенствоваться внутренние регламенты работы судейских органов, повышаться уровень подготовки судей и кандидатов на судейские должности, внедряться современные подходы к оценке их деятельности. В целом принятые меры ориентированы на формирование более устойчивой, прозрачной и профессиональной судебной системы, в которой гарантии независимости судей сочетаются с высоким уровнем требований к их компетентности и безусловным соблюдением норм судейской этики.