В пресс-службе Фонда "Zamin" сообщили, что вслед за Республикой Каракалпакстан в Бухарской области проведены обучающие тренинги с участием экспертов ЮНИСЕФ для учащихся и педагогических коллективов 33 общеобразовательных школ, охваченных проектом "Водоснабжение, санитария и гигиена в общеобразовательных школах Бухарской области". Мероприятия были направлены на закрепление практических навыков и повышение эффективности работы школ по формированию у детей культуры здорового и безопасного поведения.
Отмечается, что ключевой целью тренингов стало повышение квалификации педагогических работников в части формирования у учеников полезных повседневных привычек, привития основ здорового образа жизни, а также санитарно-гигиенической культуры. В ходе занятий особое внимание уделялось тому, как встраивать тематику гигиены, рационального использования воды и поддержания чистоты в системе регулярной учебно-воспитательной работы, классных часов и внеклассных мероприятий.
По информации Фонда "Zamin", тренинги строились с акцентом на практико-ориентированный подход. Эксперты ЮНИСЕФ представляли педагогам методические рекомендации, примеры наглядных материалов и сценарии занятий, которые могут использоваться в повседневной школьной практике. Учителям были предложены подходы к тому, как объяснять детям важность мытья рук, правильного использования санитарно-гигиенических помещений, бережного отношения к школьной инфраструктуре водоснабжения и санитарии простым и доступным языком, понятным учащимся разных возрастных групп.
Отдельно подчёркивается, что использование игровых форматов обучения стало одним из ключевых элементов программы. В работу с учащимися активно включались интерактивные задания, ситуационные упражнения, командные игры, викторины и ролевые сценарии, направленные на закрепление полученных знаний на практике. Такой подход, как отмечают организаторы, повысил вовлечённость школьников, сделал обсуждение вопросов гигиены и здорового образа жизни более живым и понятным и способствовал лучшему усвоению материала.
В ходе тренингов также обсуждались вопросы устойчивости результатов проекта: как обеспечить, чтобы сформированные навыки и знания закреплялись у детей не эпизодически, а становились частью ежедневной школьной и домашней практики. Педагогам рекомендовалось системно включать вопросы санитарии, гигиены и рационального водопользования в воспитательную работу, использовать школьные уголки здоровья, наглядную агитацию и школьные мероприятия для регулярного напоминания ученикам о важности соблюдения гигиенических норм.
В пресс-службе Фонда "Zamin" подчёркивают, что подобные мероприятия играют важную роль в обеспечении устойчивого функционирования школьных учреждений, особенно в условиях поэтапного развития инфраструктуры водоснабжения и санитарии. Обучение педагогов и учеников практическим навыкам позволяет не только более эффективно использовать созданные в рамках проектов условия (санитарно-гигиенические помещения, точки доступа к воде, оборудование), но и снижает риски их ненадлежащей эксплуатации, что напрямую влияет на безопасность и комфорт образовательной среды.
Отмечается, что формирование санитарно-гигиенической культуры в школьной среде способствует укреплению здоровья детей, снижению заболеваемости, созданию более благоприятных условий для учебного процесса и повышения общей посещаемости. В долгосрочной перспективе такие программы рассматриваются как важный элемент профилактической работы, направленной на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к собственному здоровью и окружающей среде.