В пресс-службе Министерства юстиции Республики Узбекистан сообщили, что принято Постановление Правительства "О мерах по созданию возможности получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями, их интеграции в общество и поддержке индивидуального развития" (№ 818 от 24 декабря 2025 года). Документ предусматривает создание многофункциональных инклюзивно-ресурсных учреждений и внедрение новых механизмов поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
Согласно постановлению, в городе Ташкенте в системе Национального агентства социальной защиты будет создан Многофункциональный инклюзивно-ресурсный центр. Кроме того, в Республике Каракалпакстан и во всех областях планируется создание по одной Многофункциональной инклюзивно-ресурсной школе на базе специализированных школ либо школ-интернатов для детей с особыми образовательными потребностями. В Министерстве юстиции уточнили, что такие учреждения должны стать инфраструктурной основой для расширения инклюзивного образования, обеспечения доступности коррекционной помощи и сопровождения, а также выстраивания единых подходов к индивидуальному развитию ребёнка.
Отдельно отмечается, что с 2026/2027 учебного года в составе Инклюзивного центра в качестве экспериментального направления будет организована деятельность инклюзивно-коррекционной школы. Предполагается, что на базе этой школы будет отработана модель сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с учётом сочетания образовательных и коррекционных программ, а также взаимодействия педагогов, психологов и профильных специалистов.
В сообщении пресс-службы отмечается, что в школе будут организованы инклюзивные классы для начального звена. Их деятельность предусматривает адаптацию учащихся, формирование и развитие навыков обучения и общения, а также проведение коррекционных и дополнительных занятий на основе индивидуального плана обучения. Уточняется, что индивидуальные планы, как правило, учитывают особенности развития ребёнка и позволяют сочетать освоение базовой программы с необходимыми коррекционными мероприятиями, направленными на укрепление учебных и социальных навыков.
Постановлением также предусмотрено расширение поддержки для учащихся с инвалидностью, обучающихся в инклюзивных классах общеобразовательных школ. В Инклюзивном центре для таких детей будут налажены дополнительные занятия к основной школьной программе по предметам, профессиям, а также коррекционные занятия. Данный подход ориентирован на то, чтобы обеспечить устойчивое освоение учебного материала, поддержать профессиональную ориентацию и создать условия для более эффективной интеграции в образовательную среду, включая переход на последующие уровни обучения.
Отдельным блоком определены меры по повышению качества кадрового обеспечения. С 1 января 2027 года в Инклюзивном центре внедряется система профессиональной сертификации специальных педагогов государственных образовательных организаций для оценки их знаний и навыков. В министерстве пояснили, что сертификация рассматривается как инструмент формирования единых требований к компетенциям специалистов и повышения качества образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых детям с особыми образовательными потребностями.
Кроме того, в соответствии с постановлением предусмотрено поэтапное налаживание деятельности инклюзивных школ в регионах. Сообщается, что с 2027/2028 учебного года работа инклюзивно-ресурсных школ будет разворачиваться поэтапно, что предполагает последовательное расширение сети учреждений, настройку методической базы и организацию взаимодействия между образовательными организациями и структурами социальной защиты. В Министерстве юстиции отметили, что реализация постановления направлена на создание устойчивой системы инклюзивного образования, повышение доступности качественных образовательных услуг и обеспечение условий для индивидуального развития детей.