В пресс-службе Налогового комитета Республики Узбекистан сообщили, что по итогам января-октября 2025 года юридические лица, работающие в сфере торговли, уплатили более 28,8 трлн сумов налогов. Уточняется, что в отчетный период налоговые поступления обеспечили 151 492 организации, осуществляющие торговую деятельность.
По данным комитета, около 2,3 трлн сумов, или 8% от указанного объема, приходится на 20 организаций. Их совокупный товарооборот составил 45,5 трлн сумов, а сумма примененных ими налоговых льгот - 301,8 млрд сумов. В Налоговом комитете отметили, что приведенные показатели отражают концентрацию части поступлений у крупнейших налогоплательщиков отрасли и используются для анализа структуры платежей и оценки эффективности налогового администрирования в отдельных сегментах рынка.
В разрезе видов налогов поступления, обеспеченные указанными 20 крупными налогоплательщиками, распределились следующим образом: налог на добавленную стоимость - 812,5 млрд сумов, акцизный налог - 502,3 млрд сумов, налог на прибыль - 392,7 млрд сумов, налог на доходы физических лиц - 354,4 млрд сумов, социальный налог - 214,2 млрд сумов, налог на имущество - 24,7 млрд сумов, другие налоги - 14,9 млрд сумов. В совокупности эти платежи формируют около 2,3 трлн сумов, о которых сообщалось в сводных данных.
В комитете поясняют, что структура поступлений по видам налогов в торговле, как правило, связана с особенностями отрасли, где значительную долю занимают операции по реализации товаров и сопутствующие расчеты по НДС, а также акцизные платежи по отдельным категориям продукции. Поступления по НДФЛ и социальному налогу отражают занятость и фонд оплаты труда в организациях, обеспечивающих торговые процессы, включая складскую и логистическую инфраструктуру, розничные сети и сервисные подразделения. Данные по налогу на прибыль и налогу на имущество, в свою очередь, характеризуют финансовый результат и наличие имущественной базы у отдельных компаний.
Отдельно указывается, что информация о примененных льготах используется для анализа налоговой нагрузки и оценки целевого характера предоставляемых преференций в рамках действующего законодательства. В практическом плане такие расчеты применяются при планировании контрольных мероприятий, выявлении рисков недостоверного декларирования и уточнении подходов к администрированию отраслевых налогов без вмешательства в добросовестную хозяйственную деятельность.
В Налоговом комитете подчеркнули, что мониторинг налоговых поступлений по отраслям и крупнейшим налогоплательщикам остается одним из инструментов обеспечения устойчивости бюджетных доходов и повышения прозрачности исполнения налоговых обязательств.