В пресс-службе Министерства юстиции Республики Узбекистан сообщили, что Законом № ЗРУ-1107 от 25 декабря 2025 года внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов, направленные на совершенствование бюджетного процесса и уточнение отдельных процедур в сфере исполнения бюджета и планирования инфраструктурных программ.
Согласно внесённым дополнениям, договоры, заключаемые с поставщиками товаров за счёт средств Государственного бюджета Узбекистана, бюджетов государственных целевых фондов и внебюджетных фондов бюджетных организаций, будут вступать в силу после их регистрации в органах казначейства. В министерстве пояснили, что данная норма закрепляет порядок, при котором обязательства по контрактам, финансируемым из бюджетных источников, оформляются с обязательной казначейской регистрацией, что применяется для обеспечения дисциплины расходов, контроля правомерности обязательств и соблюдения установленных лимитов.
Документ также уточняет порядок формирования и рассмотрения портфеля проектов, включаемого в программу развития социальной и производственной инфраструктуры Узбекистана на очередной год. Сообщается, что Кабинет Министров ежегодно до 1 июля будет представлять такой портфель проектов в Законодательную палату. Предусмотрено, что материалы подлежат обсуждению во фракциях и комитетах Законодательной палаты, что позволяет провести предварительный анализ обоснованности проектов, их приоритетности и соответствия целевым направлениям развития.
Отмечается, что фракции и комитеты Законодательной палаты рассматривают представленный портфель в течение 10 дней. По итогам рассмотрения предложения и рекомендации направляются в Кабинет Министров. Такой механизм, как уточняется, закрепляет определённые сроки парламентского обсуждения и порядок обратной связи, что должно способствовать более структурированному формированию программных документов в сфере инфраструктуры.
Кроме того, в Законе отражены положения, касающиеся подготовки макроэкономической основы бюджетного планирования. В частности, Министерство экономики и финансов ежегодно до 15 апреля разрабатывает предварительную оценку прогноза основных макроэкономических показателей на среднесрочный период как минимум в двух сценариях. В пресс-службе Минюста отметили, что сценарный подход позволяет учитывать различные варианты развития экономической ситуации и использовать более устойчивую базу для прогнозирования доходов и планирования расходов бюджета.
Также уточняется, что квартальный отчёт об исполнении Государственного бюджета должен отражать результаты исполнения доходов и расходов за определённый период в соответствии с бюджетной классификацией. В министерстве подчеркнули, что формирование отчётности в привязке к бюджетной классификации обеспечивает сопоставимость данных, повышает прозрачность исполнения бюджета и создаёт условия для системного анализа динамики поступлений и расходов.
В Министерстве юстиции сообщили, что принятые изменения направлены на упорядочение процедур бюджетного планирования и исполнения, усиление казначейского контроля по контрактам, финансируемым из бюджетных источников, а также на совершенствование механизмов рассмотрения инфраструктурных проектов и подготовки макроэкономических прогнозов, используемых при формировании бюджетных параметров.