В пресс-службе Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека Республики Узбекистан опубликовали статистику обращений по фактам интернет-мошенничества.
За 2024 год к Омбудсмена поступило более 6 тысяч обращений, связанных с вопросами экономического права. Из них 9% обращений были связаны с интернет-мошенничеством, когда у граждан крали персональные данные и денежные средства с банковских карт, а также оформляли на них кредиты в различных банках. Отмечается, что в 2023 году общее число таких обращений составило 110.
В 60% подобных обращений преступники выдавали себя за сотрудников компании "Click" или Центрального банка Республики Узбекистан, а после получения персональных данных оформляли на имя своих жертв кредиты в 5-6 банках и присваивали денежные средства. При этом банки требовали возврата полученных кредитов и процентов по ним, даже несмотря на официальные обращения следователей органов внутренних дел о приостановлении действия кредитных договоров и начисления процентов по кредиту, пока не будут найдены виновные лица.
По некоторым из обращений, при содействии Омбудсмена, были направлены иски в гражданские суды на незаконные действия банков. В 5 случаях кредитные договора были признаны недействительными, а в 1 случае банк вернул гражданину все принудительно списанные у него денежные средства и возместил моральный ущерб.
Согласно данным Центрального банка Республики Узбекистан за 2024 год, в 463 случаях мошенничества с оформлением онлайн-кредитов на других граждан, насчитывается ущерб, в размере 15 миллиардов сумов. В настоящий момент Центральным банком Республики Узбекистан был введен временный порядок с правилами использования банковских карт, который будет действовать до 1 апреля 2025 года, способствующий предотвращению подозрительных мошеннических операций.