По данным Национального комитета Республики Узбекистан по статистике, в январе-октябре 2025 года за границу с целью обучения выехали 26,4 тысячи граждан Узбекистана. Отмечается, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель сократился почти на 6,1 тысячи человек, или на 18,9 процента, что свидетельствует об изменении динамики внешней образовательной мобильности.
Согласно официальной информации, основными странами, которые граждане Узбекистана выбирают для получения образования, остаются государства ближнего и дальнего зарубежья, в том числе традиционные партнёры в сфере образования. В десятку наиболее востребованных направлений вошли Россия, Таджикистан, Кыргызская Республика, Республика Корея, Турция, Китай, Казахстан, а также Великобритания, Германия и Соединённые Штаты Америки.
В отчётном периоде наибольшее число граждан, выехавших с целью обучения, зарегистрировано в Российской Федерации - 5 863 человека. Незначительно уступает этому показателю Таджикистан, куда для получения образования выехали 5 761 гражданин Узбекистана. В Кыргызскую Республику с учебными целями направились 3 835 человек, в Республику Корея - 3 344 человека, в Турцию - 2 256 человек.
Среди других популярных направлений в сфере обучения за рубежом указаны Китай, в который выехали 1 186 граждан, Казахстан - 1 014 человек, а также страны Европы и Северной Америки. Так, в Великобританию с целью обучения направились 839 граждан Узбекистана, в Германию - 366 человек, в Соединённые Штаты Америки - 318 человек. Представленные данные показывают, что, наряду с преимущественным выбором государств региона и традиционных партнёров, сохраняется устойчивый интерес к образовательным программам в ведущих зарубежных учебных центрах.
Снижение общего числа граждан, выезжающих за рубеж для получения образования, при сохранении широкой географии стран назначения может свидетельствовать о постепенном изменении структуры образовательных траекторий, усилении роли национальных учебных заведений, а также о перераспределении потоков в пользу отдельных направлений обучения. В то же время статистика подчёркивает, что внешняя образовательная мобильность остаётся значимым элементом человеческого капитала, формируемого за счёт получения знаний и квалификаций в зарубежных вузах.