По итогам июня 2025 года потребительский рынок Узбекистана продемонстрировал возврат к сезонной дефляции, что было зафиксировано в последнем отчете Национального комитета по статистике. Общее снижение среднего уровня цен составило 0,2%. Данный показатель представляет собой значительный разворот по сравнению с динамикой предыдущего месяца, когда в мае был зарегистрирован резкий инфляционный скачок на уровне 1,5%.
За первые шесть месяцев текущего года совокупный рост потребительских цен достиг отметки в 4,2%. Этот результат указывает на замедление инфляционных процессов, поскольку он на один процентный пункт ниже показателя за аналогичный период 2024 года, когда инфляция составляла 5,2%. В годовом выражении, сравнивая июнь 2025 года с июнем 2024-го, инфляция сохранилась на уровне, зафиксированном в мае - 8,7%. Стоит отметить, что годом ранее, в июне 2024 года, этот же показатель находился на более высокой отметке в 10,6%.
Региональная картина ценовой динамики оказалась неоднородной. Увеличение потребительских цен на месячной дистанции наблюдалось лишь в трех административных единицах: в Республике Каракалпакстан (+0,2%), Хорезмской области (+0,1%) и Сурхандарьинской области (+0,4%). В то же время, наиболее выраженная дефляция была отмечена в столице, а также в Сырдарьинской и Джизакской областях, где цены снизились на 0,4%.
Ключевым фактором, определившим общую дефляционную тенденцию в стране, стало традиционное для летнего периода снижение цен в продовольственном секторе, где общее падение составило 1,2%. Наиболее существенное удешевление произошло в категории овощей, бобовых и картофеля - здесь цены сократились в среднем на 10,2%. Рекордсменами по снижению стоимости стали баклажаны, подешевевшие более чем вдвое. Значительно упали в цене помидоры (-46,6%), болгарский перец (-38%), огурцы (-30,9%), арбузы (-27%), белокочанная капуста (-23%) и чеснок (-10,5%).
Однако на фоне общего удешевления овощей наблюдался рост цен на отдельные продовольственные товары. Так, заметно увеличилась стоимость моркови (+12,4%) и цитрусовых, где рост составил от 13,8% до 36,2% в зависимости от вида. Кроме того, Национальный комитет по статистике зафиксировал повышение цен на куриные яйца (+5,3%) и мясо птицы, которое подорожало в среднем на 1,7%.
Анализ динамики с начала года показывает, что цены на продовольствие в целом выросли на 1,7%, в то время как в первой половине 2024 года в этом сегменте наблюдалось аналогичное по значению снижение. Годовая продовольственная инфляция (июнь 2025 к июню 2024) составила 6%, что практически вдвое превышает прошлогодний уровень.
В сегменте промышленных товаров за прошедший месяц зафиксирован умеренный рост цен на 0,2%, а годовой прирост составил 7,5%. Изменение стоимости по основным товарным группам в сравнении с маем было минимальным.
Наибольшее инфляционное давление в июне оказал сектор услуг, где среднемесячный рост цен достиг 0,8%, а годовой прирост составил внушительные 15,8%. Основным драйвером роста, согласно отчету, стало влияние продолжающейся либерализации тарифов в коммунальной сфере. В частности, речь идет о повышении тарифов на услуги водоснабжения и канализации, которое коснулось Республики Каракалпакстан, Хорезмской, Андижанской и Сурхандарьинской областей. В среднем по стране прирост цен на водоснабжение и содержание жилья составил 6,1%. Дополнительным фактором роста в секторе услуг стало подорожание медицинских услуг на 1,1-1,3%.
Более 90% всей плодоовощной продукции в Узбекистане, включая овощи, картофель и бахчевые, выращивается в дехканских (личных подсобных) и фермерских хозяйствах. Именно высокая доля малых и средних производителей обуславливает резкие сезонные колебания цен, которые напрямую влияют на общие показатели инфляции в стране в летние месяцы.