В пресс-службе Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан сообщили, что заместитель председателя Комитета Фаррух Карабаев представил основные результаты глубоких структурных реформ в сфере конкурентной политики Узбекистана в штаб-квартире Всемирной торговой организации в Женеве (Швейцария). Выступление состоялось в рамках семинара "Экономические реформы Узбекистана для поддержки вступления в ВТО: развитие частного сектора и переопределение роли государства", проведённого на полях 11-го заседания Рабочей группы по присоединению Узбекистана к ВТО.
Согласно информации Комитета, в ходе презентации были подробно освещены ключевые направления и достигнутые результаты реформ, направленных на формирование равных условий для ведения бизнеса, снижение роли государства в экономике и укрепление конкурентной среды. Фаррух Карабаев подчеркнул, что проводимые преобразования реализуются в рамках масштабной программы экономических реформ под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева и являются важной частью подготовки к вступлению страны во Всемирную торговую организацию.
Отмечается, что основные направления реформ включают сокращение участия государства в хозяйственной деятельности, отмену эксклюзивных прав и привилегий отдельных субъектов, внедрение принципов конкурентного нейтралитета, а также принятие нового Закона о конкуренции в 2023 году. Указанный закон предусматривает использование современных инструментов предупреждения и пресечения антиконкурентного поведения, развитие института антимонопольного контроля и усиление ответственности за нарушение правил добросовестной конкуренции. Особое внимание уделяется созданию прозрачных и предсказуемых условий для всех участников рынка, в том числе для иностранных инвесторов.
В выступлении были приведены конкретные показатели, отражающие динамику структурных изменений в экономике. В частности, доля государства в экономике сократилась с 55 до 30 процентов, начиная с 2020 года, что свидетельствует о существенном расширении зоны деятельности частного сектора. Объем государственной поддержки снизился с 22 до 9 процентов, что ориентировано на уменьшение прямого вмешательства государства в рыночные процессы и переход к более конкурентной модели развития. Число государственных предприятий сократилось на 67 процентов, что связано с процессами приватизации, реструктуризации и демонополизации. На этом фоне количество малых и средних предприятий увеличилось на 50 процентов и достигло 485 тысяч, что свидетельствует о росте предпринимательской активности и расширении базы частного бизнеса.
По данным Комитета, Узбекистан также реализует комплекс мер по либерализации цен, структурному разделению естественных монополий в энергетике и авиации, а также по созданию независимых отраслевых регуляторов. Эти шаги направлены на повышение прозрачности тарифной политики, развитие конкурентных сегментов в ранее монополизированных отраслях и усиление институциональной независимости органов регулирования. В результате проведённой работы уровень конкуренции повысился более чем в 25 отраслях экономики - от гражданской авиации и сельского хозяйства до цифровых рынков, что способствует расширению выбора для потребителей, улучшению качества услуг и стимулированию инноваций.
В пресс-службе Комитета отмечают, что следующий этап реформ предполагает дальнейшую демонополизацию 17 отраслей, полную либерализацию энергетического и транспортного секторов, а также углубление принципов конкурентного нейтралитета в государственной политике. Стратегической целью обозначено удвоение валового внутреннего продукта к 2030 году и увеличение доли частного сектора в экономике до 85 процентов. Реализация указанных задач рассматривается как основа для формирования более открытой и конкурентоспособной экономики, способной эффективно интегрироваться в мировую торговую систему.
В завершение своего выступления представитель Комитета подтвердил приверженность Узбекистана приведению национального законодательства в соответствие с правилами и принципами ВТО, а также дальнейшему развитию сотрудничества с международными партнерами и профильными организациями. Подчёркивается, что последовательное совершенствование конкурентной политики, усиление защиты прав потребителей и развитие частного сектора рассматриваются в качестве ключевых условий для обеспечения устойчивого и инклюзивного экономического роста на основе добросовестной конкуренции и равных возможностей для всех участников рынка.