По данным Национального комитета Республики Узбекистан по статистике, в январе-сентябре 2025 года в страну было импортировано 40 345 электромобилей из 16 государств мира на общую сумму 473 млн долларов США. Отмечается, что показатели ввоза электротранспорта демонстрируют устойчивую тенденцию к росту на фоне проводимой в республике политики по модернизации автопарка и стимулированию экологически более чистых видов транспорта.
Согласно статистическим данным, объем импорта электромобилей за девять месяцев текущего года увеличился на 24 140 единиц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то есть почти в 2,5 раза. Такая динамика свидетельствует о значительном росте интереса со стороны населения и бизнеса к электрическому транспорту, а также о расширении предложения на внутреннем рынке со стороны дилеров и импортеров. Отмечается, что рост импорта сопровождается постепенным развитием сопутствующей инфраструктуры и сервисных услуг.
Основной объём поставок электромобилей в Узбекистан в январе-сентябре 2025 года традиционно пришёлся на Китай. За отчётный период из этой страны было ввезено 39 798 единиц электротранспорта, что составляет подавляющую часть от общего количества импортированных электромобилей. На втором месте по объёму поставок находится Гонконг, откуда было импортировано 249 электромобилей. Республика Корея поставила 165 единиц, Германия - 43, Соединённые Штаты Америки - 25 электромобилей. Остальные 65 единиц пришлись на другие страны, совокупный вклад которых также учитывается в общей структуре импорта.
В Национальном комитете по статистике обращают внимание, что превалирование поставок из Китая отражает как общие мировые тенденции ускоренного развития китайского сегмента рынка электромобилей, так и наличие широкой линейки моделей, адаптированных под запросы различных категорий потребителей. Одновременно присутствие в структуре импорта продукции из Республики Кореи, Германии, США и других государств свидетельствует о постепенном расширении географии партнёров и повышении доступности различных брендов и ценовых сегментов на внутреннем рынке.
Рост объёмов импорта электротранспорта связан как с изменением потребительских предпочтений, так и с развитием нормативно-правовой базы и мер стимулирования в сфере экологичного транспорта. В частности, отмечается влияние снижения эксплуатационных затрат электромобилей по сравнению с традиционными автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, интерес к современным технологиям, а также стремление к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Отдельное значение имеет развитие зарядной инфраструктуры и сервисной сети, что создаёт более благоприятные условия для эксплуатации электромобилей в городах и регионах.
Нарастающий импорт электромобилей, по оценке экспертов, оказывает влияние на структуру внутреннего автомобильного рынка, формируя новые сегменты спроса и стимулируя адаптацию бизнеса к изменяющимся условиям. Расширение парка электромобилей требует дальнейшего развития энергетической и транспортной инфраструктуры, подготовки специалистов в сфере обслуживания электротранспорта и совершенствования механизмов учёта и регулирования в данной области.
В Национальном комитете по статистике подчёркивают, что мониторинг динамики импорта электромобилей и анализ страновой структуры поставок используются для оценки текущих тенденций на рынке транспорта и подготовки аналитических материалов, необходимых для выработки соответствующих решений в сфере транспортной, промышленной и экологической политики. Полученные данные позволяют объективно оценивать масштабы перехода к экологически более чистым видам транспорта и учитывать их при планировании дальнейших мер по развитию устойчивой транспортной системы в Республике Узбекистан.