В пресс-службе Центрального банка Республики Узбекистан сообщили, что в сентябре-октябре текущего года проведён плановый мониторинг официальных веб-сайтов коммерческих банков на предмет соблюдения требований законодательства о раскрытии информации и обеспечении прав потребителей финансовых услуг.
Как отметили в Центральном банке, целью мониторинга являлась оценка полноты, достоверности и доступности информации, размещаемой на интернет-ресурсах банков, в том числе соблюдение норм законодательства о государственном языке, а также требований к раскрытию условий предоставления кредитов и обеспечения по ним. Особое внимание уделялось тому, насколько пользователи могут получить исчерпывающие и понятные сведения о банковских продуктах и связанных с ними рисках.
По результатам анализа установлены отдельные недостатки и нарушения действующих нормативных требований. В частности, выявлены случаи, когда на официальных сайтах отдельных коммерческих банков информация, предназначенная для клиентов, не была представлена на государственном языке, что противоречит положениям Закона "О государственном языке Республики Узбекистан". Подчёркивается, что использование государственного языка при раскрытии информации является обязательным условием и направлено на обеспечение равного доступа всех категорий граждан к финансовым услугам.
Кроме того, мониторинг показал, что на веб-сайтах ряда банков отсутствовала информация о порядке поэтапного освобождения от залогового обеспечения, принятого по кредитам, пропорционально остатку основного долга. Указанная информация должна размещаться в открытом доступе в целях выполнения требований законодательства о раскрытии информации, а также для того, чтобы заёмщики могли заранее и в понятной форме ознакомиться с условиями изменения и снижения объёма залога по мере исполнения своих обязательств по кредиту.
В Центральном банке отмечают, что данный порядок не был опубликован на официальных сайтах следующих банков: "Агробанк", "Анор Банк", "Хаёт Банк", "Универсал Банк", "Гарант Банк", "Асакабанк", "Туронбанк", "Инфинбанк", "Микрокредитбанк", "Трастбанк", "Мадад Инвест Банк", "Содерот Банк", "Ориент Финанс Банк", "Ипотека-банк", "Тенге Банк", "Зираат Банк Узбекистан", "АВО Банк" и "Опен Банк". Отсутствие указанной информации расценивается как нарушение требований по прозрачности условий кредитования и защите интересов потребителей.
По итогам проведённого мониторинга в отношении каждого из банков, допустивших нарушения, Центральным банком применены меры воздействия в виде штрафа в размере 102 млн сумов в соответствии с действующими нормативными актами. Одновременно в адрес банков направлены предписания об устранении выявленных недостатков, приведении содержания официальных веб-сайтов в полное соответствие с требованиями законодательства и обеспечении надлежащего уровня информированности клиентов.
Центральный банк обязал все коммерческие банки безусловно соблюдать требования Закона "О государственном языке Республики Узбекистан" при раскрытии информации потребителям финансовых услуг, обеспечивать полноту, актуальность и понятность сведений, публикуемых на официальных интернет-ресурсах, а также учитывать право потребителей на получение полной, достоверной и доступной информации о банковских продуктах и услугах. Ведомство объявило о продолжении системного мониторинга и предупредило, что к организациям, допускающим повторные или грубые нарушения требований по раскрытию информации, будут применяться предусмотренные законодательством меры ответственности.