Пресс-служба Министерства юстиции Республики Узбекистан сообщает, что в целях совершенствования системы экологического управления и мониторинга принят Указ Президента "О мерах по организации деятельности Национального комитета Республики Узбекистан по экологии и изменению климата" (№ ПП-343 от 18 ноября 2025 года), которым предусмотрен комплекс институциональных и организационных нововведений.
Согласно документу, на базе государственного учреждения "Центр специализированного аналитического контроля в области охраны окружающей среды" создаётся государственное учреждение "Национальный центр экологического мониторинга". Формирование специализированного центра призвано обеспечить более системный подход к сбору, анализу и обобщению данных о состоянии окружающей среды, а также повысить точность и оперативность мониторинга качества атмосферного воздуха, воды, почв и иных компонентов окружающей среды на всей территории страны. Центр станет ключевым звеном в организации фонового мониторинга, интеграции информации от предприятий и ведомств, а также подготовки аналитических материалов для принятия управленческих решений.
Отдельной нормой постановления закреплено, что Комитет по экологии в своей деятельности подотчётен непосредственно Президенту Республики Узбекистан. Тем самым подчёркивается особая значимость экологической повестки и вопросов изменения климата в структуре государственной политики. Прямое подчинение главе государства направлено на усиление статуса Комитета, повышение ответственности за результаты работы и более оперативное рассмотрение инициатив, связанных с охраной окружающей среды, снижением негативного воздействия на экосистемы и адаптацией к климатическим изменениям.
При этом Комитет по экологии осуществляет свою деятельность независимо от всех государственных органов и организаций, а также их должностных лиц. Вмешательство в его деятельность со стороны других структур запрещается. Такая правовая конструкция направлена на обеспечение институциональной независимости при осуществлении контрольно-надзорных и аналитических функций, создание условий для объективной оценки экологической обстановки и принятия решений, основанных на профессиональных выводах и реальных данных, а не на ведомственных интересах. Независимый статус Комитета усиливает гарантии соблюдения экологических требований для всех категорий природопользователей.
Важным нововведением постановления является налаживание до 1 сентября 2026 года деятельности Единой экологической онлайн-платформы. Предполагается, что на этой платформе будет аккумулироваться информация об основных параметрах состояния окружающей среды, работе систем мониторинга и исполнении экологических требований со стороны предприятий и организаций. Единый цифровой контур в сфере экологии создаёт предпосылки для стандартизации подходов к учёту и передаче данных, обеспечения их сопоставимости и последующего использования в аналитике и планировании. Кроме того, функционирование платформы позволит упорядочить взаимодействие Комитета, Национального центра экологического мониторинга и иных заинтересованных структур.
Особое внимание в постановлении уделено обязанностям предприятий, отнесённых к I и II категориям по степени воздействия на окружающую среду. Установлено, что с 1 марта 2026 года к хозяйствующим субъектам, которые в установленный срок не смонтировали станции фонового мониторинга и не обеспечили их интеграцию с Национальным центром экологического мониторинга Комитета по экологии, будут применяться компенсационные платежи с повышающим коэффициентом, увеличивающим их размер в пять раз. Указанная норма призвана стимулировать предприятия к своевременной установке и подключению систем мониторинга, обеспечивающих непрерывную фиксацию выбросов и иных показателей воздействия на окружающую среду. Повышенные компенсационные платежи рассматриваются как экономический механизм ответственности за неисполнение требований по экологическому мониторингу.
Реализация данных мер создаёт основы для формирования более прозрачной и управляемой системы экологического контроля, в которой ключевые решения будут опираться на достоверные и верифицированные данные, поступающие в режиме постоянного мониторинга. Усиление институциональной роли Комитета по экологии, создание Национального центра экологического мониторинга и запуск Единой экологической онлайн-платформы в совокупности нацелены на повышение эффективности государственной экологической политики, снижение рисков для окружающей среды и здоровья граждан, а также на последовательное выполнение национальных приоритетов в сфере экологии и изменения климата.