Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 18 декабря 2025 года утверждены меры по дальнейшему совершенствованию деятельности Конституционного суда и поэтапному внедрению современных цифровых технологий в его работу. Документ принят в целях повышения эффективности конституционного контроля, расширения гарантий доступа к конституционному правосудию и усиления роли Конституционного суда в обеспечении верховенства закона в рамках задач Стратегии "Узбекистан - 2030".
В указе приоритетными целями определены расширение возможностей граждан и юридических лиц обращаться за защитой конституционных прав и свобод, упрощение процедур рассмотрения обращений и устранение излишних бюрократических барьеров, развитие действенного конституционного контроля за деятельностью органов исполнительной власти посредством расширения полномочий суда, а также повышение прозрачности за счёт полной цифровизации процессов конституционного судопроизводства.
Отдельный блок документа посвящён повышению результативности реализации предложений и рекомендаций, содержащихся в Информации Конституционного суда о состоянии конституционной законности в стране. Предусмотрено, что по итогам рассмотрения данной информации будет утверждаться план мероприятий совместным постановлением кенгашей палат Олий Мажлиса, а также будет установлен контроль за его исполнением. При этом ответственным государственным органам в установленные сроки поручается представлять в палаты Олий Мажлиса и Конституционный суд сведения о выполнении предусмотренных поручений.
Указом поддержаны предложения Конституционного суда, направленные на дальнейшее совершенствование порядка рассмотрения обращений. В частности, предусматривается внедрение практики направления обращения гражданина или юридического лица, не обладающих правом непосредственного обращения в Конституционный суд, субъекту, уполномоченному вносить вопросы в Конституционный суд, если поднятый вопрос относится к компетенции данного суда. Одновременно закрепляется порядок информирования заявителя в случае, если уполномоченный субъект не вносит соответствующий вопрос: заявителю направляется уведомление, а в Конституционный суд представляется информация с обоснованием отсутствия оснований для внесения вопроса.
В целях расширения возможностей обращения в Конституционный суд установлен срок до 1 июня 2026 года для внесения проекта конституционного закона, регулирующего порядок конституционного судопроизводства, включая вопросы приёма и рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц, а также принятия заключений и постановлений. Кроме того, одобрены предложения по развитию института конституционной жалобы и обеспечению судебной защиты. В числе предусмотренных подходов - признание основанием для пересмотра судебного акта случаев, когда Конституционный суд установил несоответствие Конституции закона, применённого судом по конкретному делу. Также предусмотрено, что обращение Верховного суда в Конституционный суд, инициированное судами, о соответствии Конституции нормативно-правового акта, подлежащего применению в конкретном деле, может служить основанием для приостановления производства по соответствующему делу.
Документом утверждена Программа цифровизации деятельности Конституционного суда на 2026-2027 годы. В числе предусмотренных мер - электронное уведомление участников о времени и месте заседаний через сервис "Судебное уведомление" и мобильное приложение Единого портала интерактивных государственных услуг, обеспечение проведения заседаний в режиме видеоконференцсвязи, создание информационных систем с интерактивными услугами для граждан и юридических лиц, получение необходимых для правосудия сведений от государственных органов в электронной форме, а также фиксация заседаний аудиозаписью и формирование протоколов с использованием соответствующей системы. Одновременно утверждена "дорожная карта" интеграции информационной системы Конституционного суда с информационными системами государственных органов и организаций, при этом предоставление данных и документов по электронному запросу суда определено как бесплатное.
С 1 августа 2027 года предусмотрено внедрение в порядке эксперимента информационной системы "E-KSUD", позволяющей в онлайн-режиме отслеживать процесс подачи и рассмотрения обращений, получать интерактивные услуги, транслировать заседания в прямом эфире, а также создавать необходимые условия для лиц с инвалидностью. Расходы на разработку программного обеспечения планируется осуществлять за счёт средств Государственного бюджета, Фонда развития цифровых технологий, а также международных грантов и средств организаций-доноров и зарубежных партнёров. Финансирование закупки оборудования предусматривается также в рамках бюджетных средств и за счёт международных источников.
Оператором системы по цифровизации деятельности Конституционного суда определено ООО "UZINFOCOM" в качестве единого интегратора по созданию и поддержке государственных информационных систем. Ему поручены задачи по цифровизации процессов суда, внедрению системы "E-KSUD", интеграции с другими информационными системами и оказанию практического содействия. Указом также предусмотрены отдельные организационные меры, включая выделение с 1 января 2026 года дополнительно восьми штатных единиц для обеспечения деятельности суда, а также изменения в части условий оплаты труда и материального стимулирования работников аппарата и управленческого персонала. Кабинету Министров поручено до 1 марта 2026 года принять решение о размещении Конституционного суда в отдельном здании, его реконструкции и оснащении, а Министерству экономики и финансов - начиная с 2026 года предусматривать необходимые бюджетные средства для финансирования дополнительных штатных единиц.
Координация исполнения указа возложена на Премьер-министра Республики Узбекистан и заместителя руководителя Администрации Президента по реформированию судебной системы. Указ предусматривает внесение соответствующих изменений в акты Президента и Правительства, а также подготовку предложений по корректировке законодательства, вытекающих из установленных мер.