В пресс-службе Президента Республики Узбекистан сообщили, что 10 декабря Президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией о проводимой работе и дальнейших планах по борьбе с коррупцией, совершенствованию и цифровизации системы комплаенс-контроля в государственных органах и организациях.
Отмечалось, что коррупция является одним из наиболее серьёзных факторов, препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию. Указывается, что ни одна страна или регион не обладают полной защитой от коррупционных проявлений, а их распространение негативно отражается на предпринимательской деятельности, системе образования и здравоохранения, научной сфере, государственной службе и других отраслях. Подчёркивается, что в государстве, где укореняются коррупционные практики, затрудняется проведение реформ и реализация долгосрочных программ развития.
В ходе мероприятия напомнено, что с первых лет реализации курса реформ в рамках концепции "Новый Узбекистан" вопросам предупреждения коррупции, повышению прозрачности и усилению общественного контроля уделяется приоритетное внимание. Государственная политика выстраивается на превентивном подходе, предполагающем не только выявление и пресечение правонарушений, но и устранение условий и причин, порождающих коррупционные риски. Отдельно отмечено, что обсуждение этих вопросов приурочено к Международному дню борьбы с коррупцией, который ежегодно отмечается 9 декабря и служит ориентиром для подведения итогов и определения новых задач.
В рамках презентации представлена информация о пересмотре деятельности структур комплаенс-контроля в государственных органах. Сообщается, что внутренними контрольными подразделениями проведено более 11 тысяч проверок, в результате которых предотвращено нецелевое использование бюджетных и иных средств на сумму 793 миллиарда сумов. Выявлено финансовых ошибок и нарушений почти на 2 триллиона сумов, при этом в доход государства взыскано 478 миллиардов сумов ущерба. Эти показатели рассматриваются как результат усиления внутреннего контроля и повышения ответственности должностных лиц.
Одновременно утверждены показатели эффективности (KPI) внутренних подразделений по борьбе с коррупцией. В пределах их компетенции проведено свыше 700 проверок, мониторингов и надзорных мероприятий, выявлены нарушения на сумму 354 миллиарда сумов, предотвращено нецелевое расходование порядка 550 миллиардов сумов. Установлено 1 397 случаев конфликта интересов, что, по мнению специалистов, свидетельствует о расширении практики выявления скрытых взаимосвязей между должностными лицами и хозяйствующими субъектами. В отношении ряда работников возбуждены 26 уголовных дел, 24 должностных лица привлечены к административной и 148 - к дисциплинарной ответственности.
Отдельно подчёркнуто, что в системах здравоохранения, дошкольного и школьного образования, кадастра, строительства, а также в сфере государственной службы планомерно формируется нетерпимое отношение к коррупции. Внедряются более прозрачные подходы к кадровым решениям, реализуются обучающие программы по антикоррупционной тематике, уточняются регламенты принятия управленческих решений. Подобные меры направлены на снижение коррупционных рисков в наиболее чувствительных для населения сферах.
Для вывода антикоррупционной деятельности на новый уровень предложено сформировать кластер по борьбе с коррупцией. Указывается, что такая система взаимодействия объединит усилия Агентства по противодействию коррупции, правоохранительных органов, Счётной палаты, Инспекции государственного финансового контроля, внутренних контрольных подразделений министерств и ведомств, а также образовательных и научно-исследовательских учреждений, негосударственных некоммерческих организаций. Планируется, что в рамках кластера будет налажен постоянный обмен информацией, организация совместных мероприятий, проведение мониторинга и оценка достигнутых результатов, что позволит сформировать целостную антикоррупционную экосистему.
Особое внимание в презентации уделено цифровизации процессов и использованию современных информационных технологий, включая элементы искусственного интеллекта. На основе интеграции баз данных различных ведомств планируется создание Центра риск-анализа, который будет автоматически выявлять коррупционные угрозы и случаи аффилированности при проведении государственных закупок и реализации крупных проектов. Отмечается, что ставится задача полной цифровизации работы комплаенс-подразделений, сокращения времени рассмотрения информации, повышения оперативности реагирования на факторы риска.
Подчёркивается важность усиления общественного контроля при принятии управленческих решений. В этой связи поручено расширить практику открытого опубликования документов в системе "E-qaror", обеспечить своевременный доступ населения и институтов гражданского общества к информации о проектах нормативных актов и расходовании бюджетных средств. Рассматривается возможность расширения инструментов общественного мониторинга за исполнением государственных программ и инвестиционных проектов на местах.
Отдельный блок предложений посвящён развитию превентивных мер. Планируется создание проектных офисов, которые будут заниматься анализом и устранением факторов, способствующих возникновению коррупции. Предусматривается, что работа будет сосредоточена в сферах, где фиксируется высокий уровень коррупционных преступлений и бюрократии, значительный объём обращений граждан и низкий уровень цифровизации процессов. По итогам деятельности таких проектных офисов будут готовиться отчёты и представляться общественности.
Для повышения вовлечённости населения в процесс противодействия коррупции предложено расширять инициативные группы по мониторингу хода реализации инвестиционных проектов, активнее привлекать представителей махаллей к контролю за строительными работами и другими видами деятельности на местах. Одновременно рассматриваются механизмы защиты и поощрения граждан, сообщающих о фактах коррупции, в том числе внедрение охранного ордера для информаторов и системы реального материального и нематериального стимулирования. Инициировано учреждение нагрудного знака "За вклад в борьбу с коррупцией" для отметки лиц и организаций, внесших значимый вклад в формирование нетерпимости к коррупции.
Президенту также представлена информация о предпринимаемых мерах по выявлению и пресечению злоупотреблений в администрировании налога на добавленную стоимость и противодействию экономическим правонарушениям в различных отраслях экономики. Даны поручения по сокращению влияния человеческого фактора в процессах налогового администрирования, поэтапному переходу к полной автоматизации учёта и контроля операций по НДС, расширению дистанционного мониторинга и аналитических инструментов.
Подводя итоги обсуждения, глава государства поручил ответственным структурам уделять внимание устранению не только последствий, но и первопричин коррупционных и экономических правонарушений, последовательно расширять цифровизацию управленческих и контрольных процессов, активизировать международное сотрудничество и обмен опытом. Отмечена важность повышения финансовой и правовой грамотности населения, использования медиаресурсов для разъяснения норм законодательства и формирования нетерпимого отношения к коррупции, а также постоянного совершенствования нормативно-правовой базы с целью устранения правовых пробелов, создающих предпосылки для нарушений.