Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан направил в Центральный банк официальный запрос, касающийся вопросов соблюдения прав потребителей при осуществлении коммерческими банками операций с использованием кредитных карт. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.
В последние годы политика государства направлена на стимулирование экономической активности населения посредством предоставления различных видов кредитов, в том числе потребительских и целевых, что способствует росту уровня жизни граждан и развитию внутреннего рынка. Вместе с тем в процессе реализации этой политики выявлены случаи, вызывающие обеспокоенность у населения.
Как отмечается в сообщении, ряд государственных и негосударственных коммерческих банков при осуществлении платежей по кредитным картам за коммунальные услуги, обучение, медицинское обслуживание, страховые взносы и налоги приравнивают такие операции к снятию наличных средств, что приводит к начислению дополнительных процентов и комиссий. Подобная практика, по мнению Комитета, противоречит принципам защиты прав потребителей и вызывает обоснованные жалобы со стороны клиентов банков.
Учитывая поступающие обращения граждан и положения законодательства, Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей, руководствуясь статьями 4, 12, 19, 21 и 23 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей", направил в Центральный банк запрос о проведении проверки деятельности коммерческих банков. В документе, в частности, содержится требование пересмотреть применяемые процентные ставки и порядок взимания комиссий при оплате товаров и услуг посредством кредитных карт, а также принять меры по возврату средств, необоснованно списанных с клиентов.
Кроме того, в запросе предложено согласовать действующие банковские процедуры с требованиями законодательства о защите прав потребителей, что позволит исключить случаи неравного обращения с клиентами и обеспечит прозрачность в финансовых операциях. Комитет подчеркнул, что контроль за деятельностью банков в данной сфере будет осуществляться на постоянной основе, а результаты проверки и последующие меры будут доведены до сведения общественности.
В ведомстве отметили, что обращение направлено в установленном порядке и рассматривается Центральным банком в рамках действующих нормативно-правовых актов. По итогам проверки ожидается принятие решений, направленных на устранение выявленных нарушений и обеспечение соблюдения законных интересов граждан при использовании кредитных продуктов.
Дополнительная информация о ходе рассмотрения запроса и мерах, предпринятых в отношении коммерческих банков, будет опубликована по мере поступления официальных разъяснений Центрального банка.