В пресс-службе Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан сообщили, что на одиннадцатом пленарном заседании Сената был рассмотрен и одобрен Закон Республики Узбекистан "Об обороте пиротехнических изделий". Документ направлен на системное регулирование вопросов производства, ввоза, хранения, реализации и использования пиротехнических изделий, а также на предотвращение их незаконного оборота и обеспечение безопасности граждан.
Как отмечалось при рассмотрении вопроса, в стране в последние годы проводится целенаправленная работа по предупреждению незаконного оборота пиротехники. Компетентные министерства и ведомства реализуют комплекс мероприятий по пресечению ввоза и распространения запрещённых изделий. Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, полностью исключить случаи незаконного ввоза пиротехнических изделий из-за рубежа пока не представляется возможным. В этой связи назрела необходимость закрепить на уровне закона чёткие ограничения, правовые механизмы контроля и меры ответственности в данной сфере.
Принятым Законом в первую очередь раскрывается понятие пиротехнических изделий. Устанавливается, что к пиротехническим изделиям относятся устройства, предназначенные для создания оптических, акустических, электрических и иных визуальных эффектов с помощью горения или взрыва пиротехнического состава. Законом предусмотрено деление этих изделий на пять классов опасности (I-V) в зависимости от радиуса опасной зоны и потенциальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества.
Документом вводятся понятия свободного и ограниченного оборота пиротехнических изделий. В частности, чётко закрепляется, что в свободном обращении находятся пиротехнические изделия, относящиеся к I классу опасности, то есть изделия с радиусом опасной зоны не более 0,5 метра. К этой категории отнесены, в том числе, бенгальские маяки, настольные фонтаны, хлопушки. Для данного класса не предусматривается запретов на производство, хранение, транспортировку, реализацию и использование, при условии соблюдения установленных требований безопасности и иных норм законодательства.
Вместе с тем, ввиду высокой потенциальной опасности для граждан и общества, Закон устанавливает полный запрет оборота для физических и юридических лиц пиротехнических изделий II класса опасности, к которым относятся изделия с радиусом опасной зоны до 5 метров, такие как петарды, а также ряд пиротехнических фонтанов, предназначенных для использования на открытых площадках. Отмечено, что именно изделия этой категории наиболее часто становятся причиной травм и несчастных случаев, в том числе с участием несовершеннолетних.
Законом предусмотрено, что не допускаются производство, изготовление, ввоз на территорию Республики Узбекистан, транспортировка, отгрузка, передача, приобретение, хранение и использование физическими и юридическими лицами пиротехнических изделий, относящихся ко II-V классам опасности. Вместе с тем закреплено исключение для предприятий оборонной промышленности с государственным участием. Таким предприятиям разрешены производство, изготовление, хранение, транспортировка и передача указанных изделий в порядке, установленном законодательством. Это обусловлено необходимостью обеспечения нужд обороны и промышленности при соблюдении повышенных мер контроля и безопасности.
Отдельно определены условия использования пиротехнических изделий высоких классов опасности. Закон предусматривает, что пиротехнические изделия III-V классов могут применяться на территории Республики Узбекистан при проведении массовых мероприятий, связанных с организацией фейерверков, при условии соблюдения специальных требований, наличия разрешений и участия подготовленных специалистов. Кроме того, пиротехнические изделия II-V классов допускается использовать в промышленных и военных целях, в том числе в рамках технологических процессов и специальных работ, при соблюдении всех норм безопасности и под контролем уполномоченных органов.
Закон устанавливает, что государственный контроль за оборотом пиротехнических изделий будет осуществляться Национальной гвардией Республики Узбекистан, органами внутренних дел и таможенными органами. На эти структуры возлагаются полномочия по выявлению и пресечению незаконного оборота пиротехники, контролю за соблюдением требований закона при ввозе, транспортировке и реализации изделий, а также по привлечению к установленной ответственности нарушителей.
В целях усиления превентивных мер и ответственности за нарушения сопутствующие изменения внесены в Кодекс Республики Узбекистан об административных правонарушениях. Усилено административное наказание, предусмотренное статьёй 185¹ за незаконное использование пиротехнических изделий. Если ранее штраф за данное правонарушение составлял от пяти до двадцати базовых расчётных величин, то теперь его размер увеличен и будет составлять от пятнадцати до двадцати пяти базовых расчётных величин. Подчёркивается, что ужесточение санкций направлено на снижение числа правонарушений и повышение дисциплины при обращении с пиротехникой.
В ходе обсуждения сенаторы отметили, что Закон "Об обороте пиротехнических изделий" создаёт комплексную правовую базу для регулирования данной сферы. Документ направлен на установление эффективного государственного контроля за ввозом, производством, транспортировкой, хранением, реализацией и использованием пиротехнических изделий, предотвращение их незаконного оборота, минимизацию рисков причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также защиту прав потребителей. По итогам рассмотрения Закон был одобрен членами Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.