В пресс-службе Министерства юстиции Республики Узбекистан сообщили, что в рамках реализации Указа Президента Республики Узбекистан № УП-243 от 6 декабря 2025 года "О мерах по дальнейшему повышению эффективности управления в государственной службе" в государственных органах вводится новый порядок ведения кадрового резерва. Документ направлен на формирование системного подхода к работе с перспективными кадрами, усиление прозрачности процедур отбора и развитие механизмов планирования карьерного роста государственных служащих.
Согласно Указу, государственным органам предоставляется право самостоятельно формировать списки кандидатов на должности, включённые в Национальный кадровый резерв. Таким образом, ответственность за первичное выявление перспективных сотрудников и внешних кандидатов, обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами, возлагается непосредственно на руководителей и кадровые службы государственных структур. Формирование таких списков должно осуществляться с учётом потребностей органов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также исходя из задач по обновлению и укреплению управленческого корпуса.
Отбор кандидатов в резерв потенциальных кадров на местном уровне будет осуществляться с участием представителей институтов самоуправления граждан и иных субъектов, задействованных в работе на территории махалли. В частности, установлен порядок, согласно которому кандидаты в резерв рассматриваются рабочей группой, сформированной из числа председателя махалли, помощника хокима, женского активиста, лидера молодежи, социального работника и налогового инспектора, осуществляющих деятельность в махалле. Отбор проводится на основании заключения хокимов районов (городов). Такой подход призван обеспечить более широкий взгляд на личные качества, репутацию и общественную активность кандидатов, а также учитывать мнение тех, кто непосредственно знаком с ситуацией на местах и настроениями населения.
Важным элементом новой системы является ведение мониторинга планов личностного развития кандидатов, включённых в кадровый резерв. Государственные органы получают обязанность отслеживать реализацию таких планов посредством электронной платформы "zaxira.bsa.uz". На данной платформе предполагается фиксировать информацию о прохождении обучения, участии в программах повышения квалификации, выполнении индивидуальных планов развития, а также иных мероприятий, направленных на укрепление профессиональных и управленческих компетенций. Это создаёт основу для системного сопровождения кандидатов на протяжении всего периода их пребывания в резерве и объективной оценки готовности к назначению на более ответственные должности.
Отдельные полномочия по формированию резерва закреплены за уполномоченным Агентством. В соответствии с Указом Агентство самостоятельно формирует резерв для "управленческой" и "политической" группы должностей государственной гражданской службы. Речь идёт о должностях более высокого уровня ответственности, требующих развитых управленческих компетенций и участия в выработке и реализации государственной политики. Формирование резерва на эти позиции на централизованной основе позволяет обеспечить единые стандарты отбора, учитывать общегосударственные приоритеты и потребности различных звеньев системы государственного управления.
Кроме того, Агентству предоставлено право самостоятельно выявлять и по результатам оценки включать в Национальный кадровый резерв кандидатов, осуществляющих эффективную службу в государственных органах, но не рекомендованных руководителями. Эта норма призвана минимизировать влияние субъективного фактора и обеспечить возможность продвижения тех государственных служащих, которые демонстрируют высокие показатели работы, инициативность и потенциал, но по тем или иным причинам не были представлены руководством. Включение таких работников в Национальный кадровый резерв на основе независимой оценки рассматривается как дополнительный механизм укрепления меритократического принципа в государственной службе.
В Министерстве юстиции отмечают, что введение нового порядка ведения кадрового резерва создаёт более структурированную и прозрачную систему работы с перспективными кадрами, ориентированную на долгосрочное планирование и развитие кадрового потенциала. Сочетание механизмов отбора на местном уровне, участия институтов самоуправления граждан, использования цифровых платформ и централизованной работы Агентства позволяет комплексно подходить к формированию Национального кадрового резерва, учитывать как профессиональные компетенции, так и личностные качества, общественную активность и результаты практической деятельности.
Ожидается, что реализация новых подходов к ведению кадрового резерва будет способствовать обновлению и укреплению управленческого корпуса, расширению возможностей карьерного роста для достойных и результативных сотрудников, а также повышению эффективности работы государственных органов в целом.