По данным Национального комитета Республики Узбекистан по статистике, на начало 2024/2025 учебного года в стране действовало 845 средних специальных, профессиональных образовательных организаций. Отмечается, что по сравнению с 2021/2022 учебным годом их количество увеличилось на 18 единиц, или на 2,2 процента, что свидетельствует о планомерном расширении сети учреждений, готовящих кадры для реального сектора экономики и социальной сферы.
Согласно статистическим данным, наибольшую долю среди учреждений среднего специального, профессионального образования составляют профессиональные училища - 334 организации. Они являются самой многочисленной категорией и играют ключевую роль в подготовке специалистов по рабочим профессиям, востребованным в промышленности, строительстве, сфере услуг, транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях. Существенная часть программ таких учреждений ориентирована на прикладные навыки, что позволяет выпускникам оперативно включаться в рынок труда.
Значимую долю занимают также техникумы - 272 организации. Они обеспечивают подготовку специалистов среднего звена по инженерно-техническим, экономическим, технологическим и другим направлениям, выступая связующим звеном между системой общего образования и высшей школой. Колледжи, численность которых составляет 147, реализуют более углублённые образовательные программы, предусматривающие как теоретическую, так и практическую подготовку по широкому спектру специальностей.
Отдельный блок системы составляют академические лицеи - 92 организации. Их деятельность направлена на углублённую предпрофильную и профильную подготовку учащихся, формирование базы для продолжения обучения в высших образовательных учреждениях и подготовки к освоению сложных академических и профессиональных программ. Тем самым обеспечивается многоуровневая структура среднего специального и профессионального образования, позволяющая молодёжи выбирать различные траектории обучения в зависимости от способностей, интересов и планов на будущее.
Отмечается, что увеличение числа средних специальных, профессиональных образовательных организаций и доминирующая роль профессиональных училищ в их структуре рассматриваются как важный фактор обеспечения экономики страны квалифицированными кадрами. Развитие сети таких учреждений способствует более тесной увязке системы образования с потребностями рынка труда, расширению возможностей для получения практикоориентированного образования и повышению занятости молодёжи.